В 90-е годы, когда в нашей стране насильственно внедрялись либеральные ценности, постепенно в разговорной речи закреплялись заимствования из закордонной лексики. Сначала были консенсус, альтернатива. И пошла писать губерния. Стало модным на фасадах магазинов, офисов их названия писать латинскими буквами. В городах рябит глаза от siti-парков, lita-антек, spar – магазинов… Не отстает от модных веяний смутного времени и наш Саранск. Пройдешь по его улицам и площадям и забудешь русский язык. Куда ни глянь – иностранщина!
Но не с некоторых пор наши доморощенные представители малого, а особенно торгового бизнеса, переплюнули и героев произведений Ильфа и Петрова. Читатель помнит, что мошенники в «Золотом Теленке» свою коррупционную фирму – однодневку назвали, кстати, вполне исконными русскими словами. «Рога и копыта», словно магнитом, притягивали обывателя тех лет в свои грязные объятья, а для О.Бендера сотрудничество с ними давала еще один шанс пополнить свой пошатнувшийся семейный бюджет и осуществить давнишнюю мечту – добраться до Рио – де Жанейро…
Дело в том, что с некоторых пор в Саранске, как грибы после дождя, появились пиво-питейные заведения, на стенах которых аршинными буквами (о радость!) на родной кириллице начертано:
«Пивоман». Любители пенного напитка торговую точку под таким экзотическим названием впервые обнаружили в поселке ТЭЦ-2. А вскоре «Пивоманы» перекочевали в центр столицы. Справедливости ради, следует отметить, что большинство хозяев питейных заведений дорожат своей репутацией и их торговые точки имеют благозвучные названия. Но и тут не обходится без курьезов. Так, в левом крыле магазина «Эверест» посетителя с порога ошарашивают следующие рифмованные строки: «Если человек не трус, он заглянет в «ПивСоюз!». Конечно, стихи владельцев этого бара далеки до совершенства, но психологический эффект Ловцы душ молодых прекрасно знают, что низменные чувства, а тем более трусость в их среде почетом не пользуются. В ход идут игра слов и другие рекламные трюки, позаимствованные у зарубежных единомышленников.
И опять удивляет вовсе не графоманство авторов поэтических виршей, а нравственная сторона их «литературного» творчества. Спрашивается, а с каких это пор мерилом нравственных качеств человека становится «пивопийство» в отдельно взятой точке Саранска?
Прочно обосновалась, к примеру, такая точка в районе кинотеатра «Победа». Идут по тротуарам любимого города зомбированные уличной рекламой жители и редко кто из них
обратит внимание на абсурдность названия офиса. И лишь самые бдительные и просвещенные граждане замедляют шаг и задумываются. А можно ли таким безнравственным словом называть Ведь пивомания недаром рифмуется со словом наркомания. А вывеска «Пивоман» воспринимается как призыв к пивному алкоголизму. И это не что иное как реклама этого