Бюджет на службе олигархии и стагнации
В условиях кризиса во все времена и во всех странах правительство, следующее национальным интересам, усиливало роль государственного бюджета, заботилось о пополнении казны. Но нынешнее российское правительство действует наперекор этому золотому правилу. И очередным доказательством тому является представленный в Государственную думу проект федерального бюджета на предстоящую трёхлетку, который депутаты будут рассматривать на этой неделе.
Политика ограбления
Чтобы был ясен масштаб цифр, которыми оперируют составители проекта, приведём общие показатели бюджетных доходов и расходов в 2017 году и в прогнозируемый период 2018—2020 годов.
Доходы федерального бюджета: 2017 год — 14,72 триллиона рублей; 2018 год — 15,26 триллиона; 2019 год — 15,55 триллиона; 2020 год — 16,28 триллиона.
Расходы федерального бюджета: 2017 год — 16,73 триллиона рублей; 2018 год — 16,5 триллиона; 2019 год — 16,37 триллиона; 2020 год — 17,2 триллиона.
А теперь, дабы обосновать вывод, что правительство в новом проекте, как и в прежних, снижает роль федерального бюджета в экономической и социальной жизни страны, посмотрим на те показатели, которые кабинет министров постоянно игнорирует, избегая того, чтобы мы заостряли на них внимание. Попросту делает вид, что эти социально значимые показатели ни о чём не говорят и что ими можно пренебречь при оценке финансовой и бюджетной политики власти.
Прежде всего я имею в виду показатель соотношения между доходами и расходами бюджета с одной стороны и прогнозируемым валовым внутренним продуктом — с другой. Этот показатель свидетельствует о том, какая часть создаваемого ВВП аккумулируется в бюджете. От этой части валового продукта напрямую зависят дальнейшее экономическое развитие, обороноспособность и национальная безопасность государства, научно-техническая оснащённость производственной сферы. И наконец, от того, какая часть ВВП направляется в бюджет, зависит финансирование таких сфер, как социальное обеспечение, образование и здравоохранение, наука и культура. То есть всех важнейших для общества социальных институтов. Уже одно это говорит о том, что ни правительству, ни парламенту никак нельзя пренебрегать тем, какая доля ВВП аккумулируется в бюджете.
КПРФ говорит об этом постоянно, потому что мы руководствуемся государственными интересами и интересами народа, трудом которого валовой продукт страны создаётся. В то время как правительство, предлагая депутатам утвердить такой бюджетный проект, показывает, что готово пренебречь интересами трудового народа. И оно уверено, что эту уродливую практику в очередной раз согласится поддержать «партия власти», составляющая парламентское большинство.
Какие же цифры, отражающие реальную картину в этой важнейшей сфере, мы обнаруживаем в представленном проекте бюджета?
Год |
2011 |
2018 |
2019 |
2020 |
ВВП (в миллиардах рублей) |
72 493 |
97 462 |
103 228 |
110 237 |
Доходы федерального бюджета в % к ВВП |
19,4% |
15,7% |
15,1% |
14,8% |
и снижение этого показателя в % к 2011 г. |
|
— 3,7% |
— 4,3% |
— 4,6% |
Расходы федерального бюджета в % к ВВП |
20,1% |
17% |
15,9% |
15,6% |
и снижение этого показателя в % к 2011 г. |
|
— 3,1% |
— 4,2% |
— 4,5% |
Приведённые в таблице цифры свидетельствуют о постоянном снижении доходов и расходов бюджета по отношению к создаваемому в стране ВВП. Эта тенденция характерна не только для последних лет — она сохраняется на протяжении всей постсоветской истории.
Что теряет бюджет и что теряет народ в результате такой политики?
Если бы соотношение доходов федерального бюджета и ВВП, сложившееся в 2011 году, сохранялось в 2018—2020 годах, то в проекте бюджета доходы 2018 года оказались бы выше прогнозируемых на 3,6 триллиона рублей, доходы 2019 года — на 4,4 триллиона, доходы 2020 года — на 5,1 триллиона. В свою очередь, при сохранении такого же, как в 2011 году, соотношения между расходами бюджета и валовым продуктом эти расходы тоже могли бы оказаться значительно выше заявленных в проекте: на 3 триллиона рублей в 2018 году, на 4,3 триллиона — в 2019 году, на 5 триллионов — в 2020 году.
В стенах Государственной думы не принято вникать в суть этой проблемы. И понятно, почему. В противном случае пришлось бы признать проводимую правительством финансовую политику неэффективной, антисоциальной и разрушительной. Кроме того, пришлось бы отвечать на вопрос: на каком основании доходы и расходы относительно ВВП из года в год урезаются? Ведь если те, кто принимает такие решения, не могут доказать их полезность для страны и общества, а доказать её невозможно в принципе, значит, они своими действиями вредят государству и народу. Вредят либо сознательно, либо по причине своего непрофессионализма. И в любом из этих случаев должен быть поставлен вопрос об отстранении таких управленцев от должностей.
Почему же становится возможным и остаётся абсолютно безнаказанным откровенно вредное для России и её граждан, по сути, грабительское сокращение доходов и расходов бюджета по отношению к ВВП? Почему с каждым новым бюджетом, от которого зависят благосостояние и качество жизни граждан, финансово-экономический блок правительства фактически уворовывает из бюджета всё большую часть того, что создано трудом нашего народа? По какому праву либералы из кабинета министров так распоряжаются плодами национального богатства?
Главная причина этого — в социально-экономической политике в целом, позволяющей грабительским путём перераспределять всё большую часть создаваемого в стране ВВП в пользу узкой группы нуворишей. Тех самых героев журнала «Форбс», которые баснословно богатеют, пока 20 с лишним миллионов россиян находятся за чертой бедности, а три четверти граждан балансируют на грани нищеты. Тех крупных собственников, олигархов, в чьих руках сегодня сосредоточено уже порядка 500 миллиардов долларов — в два раза больше доходной части бюджета России. Именно таково суммарное состояние 200 богатейших российских миллиардеров. В то время как 10% россиян заявляют о том, что голодают, а каждому третьему не хватает средств на новую одежду, эти богачи только за последний год прибавили к своему суммарному состоянию 100 миллиардов долларов. Закономерно, что за последнее время в докладах сразу нескольких международных исследовательских организаций Россия оказалась на первом месте в мире по уровню социального неравенства. И тому, что наша страна пришла к такому позорному и страшному результату, прямо способствует бюджетная политика кабинета министров. Та политика, антисоциальный характер которой отражается в постоянном сокращении доли ВВП в бюджете.
Когда представители правительства, оправдывая эту политику, заявляют, что в стране нет денег, они обманывают народ. У страны есть средства для того, чтобы сформировать бюджет развития и направить в экономику необходимые ей масштабные инвестиции. Но эти средства при попустительстве власти оседают в карманах олигархов в результате абсолютно несправедливого распределения доходов от использования российских ресурсов. Эти средства с ведома власти утекают в зарубежные офшоры. За постсоветские годы туда выведено уже более 60 триллионов рублей. Вот где прячутся финансовые ресурсы, недополученные нашим бюджетом. А значит, украденные у наших граждан. Потому что бюджетные деньги — это не деньги правительства, не деньги олигархов, наживающихся на российских богатствах и при этом ничего не вкладывающих в развитие страны. Бюджетные деньги — это деньги народа.
Из года в год граждане России платят всё более высокие налоги, покупают товары по всё более высоким ценам, оплачивают постоянно дорожающие услуги ЖКХ. И при этом получают всё меньшую долю от «общего пирога», именуемого валовым внутренним продуктом. Что это, если не ограбление, возведённое в ранг официальной социально-экономической политики?
Кто ворует у трудящихся зарплату?
Прежде чем дать всестороннюю оценку проекта федерального бюджета на 2017—2020 годы, следует проанализировать базовые показатели, на основе которых должен разрабатываться бюджетный проект. Такой анализ даёт возможность максимально объективно оценить характер финансовой и социальной политики правительства и увязать предлагаемый им бюджет с реальной экономикой. И в первую очередь нужно сопоставить прогнозируемый валовой продукт с фондом заработной платы, проследить динамику изменения их соотношения на протяжении нескольких лет.
По итогам 2014 года, когда экономический и финансовый кризис резко обострился, а рубль обесценился примерно в два раза, фонд заработной платы составил 24,5% относительно ВВП. А в текущем 2017 году, на протяжении которого власть постоянно заверяла нас, что Россия вышла из кризиса, это соотношение снизилось до 22,7%. Таким образом, за три прошедших года фонд заработной платы сократился по отношению к ВВП почти на 2%. В денежном выражении это сокращение составило 1 триллион 660 миллиардов рублей. Тенденция сокращения фонда заработной платы по отношению к ВВП сохраняется и в представленном проекте бюджета. В 2020 году соотношение между ними окажется ещё на 2% ниже, чем в текущем году. К концу прогнозируемого периода потери фонда заработной платы составят 2,1 триллиона рублей.
Заработная плата и в 2014 году не была достаточной для того, чтобы обеспечить достойное социальное положение народа. Уже тогда, даже по данным официальной статистики, не менее 17—18% россиян находились за чертой бедности. И при этом правительство допустило дальнейшее сокращение размеров фонда оплаты труда относительно создаваемого валового продукта. То есть позволило урезать долю заработной платы в структуре ВВП. Это ещё одна грабительская, по сути, схема, в результате которой доходы россиян неуклонно снижаются уже больше трёх лет подряд.
Как можно заявлять о выходе из кризиса, если абсолютное большинство граждан не перестают беднеть на протяжении такого длительного периода? О какой приверженности правительства социальным обязательствам перед обществом можно говорить, если результатом его политики становится стремительное массовое обнищание?
И это не просто безответственный и антисоциальный курс. Это неизбежный результат капиталистической эксплуатации, фактического геноцида по отношению к трудящимся, по отношению к своему народу.
Справедливость этого вывода подтверждается и соотношением между фондом заработной платы и прибылью, получаемой так называемыми прибыльными организациями. В среднем по стране этот показатель составил в 2014 году 141,5%. В 2016 году фонд оплаты труда относительно прибыли снизился до 139,5%. По итогам 2017 года ожидается ещё более стремительное снижение — до 102%. А к концу прогнозируемого периода, то есть к 2020 году, соотношение между фондом оплаты труда и прибылью, получаемой прибыльными организациями, уменьшится до 99,7%.
Проводя анализ основных макроэкономических показателей, которые являются базовыми при формировании бюджета, нельзя не отметить, что суммарная прибыль, получаемая всеми хозяйствующими структурами России, в последние годы растёт по отношению к ВВП в сравнении с 2014 годом.
Год |
2014 |
2016 |
2017 (прогноз) |
2018 (прогноз) |
2019 (прогноз) |
2020 (прогноз) |
Соотношение между полученной прибылью и ВВП (в %) |
16,6% |
22,8% |
22,3% |
21,9% |
22,3% |
22,7% |