2509908

Образование для всех: аналитический обзор Без мыслящей молодежи прорыва не будет

Архив новостей

Образование для всех: аналитический обзор

Без мыслящей молодежи прорыва не будет

2509908Прочитал в вашей газете № 6 статью Ивана Долгаева «Подсчитали – прослезились» о финансовом банкротстве нашей республики. В целом согласен с ней. Но меня не удовлетворяет слабая критика руководства Мордовии. Не пора ли коммунистам Мордовии острее ставить вопрос о персональной ответственности тех, кто завел республику в долговую яму. И речь не только о Меркушкине и Волкове, но и о нынешних и бывших министрах экономики, финансов. Почему федеральный центр до сих пор не отправил их в отставку? Но у меня есть еще одно фундаментальное дополнение к этой критике – говорю о моих предложениях по созданию модели качественного среднего образования. О том, чтобы образовательную систему интегрировать в экономику страны, у которой нарастают проблемы с технологическим отставанием от наиболее развитых стран. А значит, о плохой подготовке кадров для объявленного президентом России прорыва.

Наш региональный научный центр инновационного мышления уже несколько лет предлагает социальный проект: одновременно с передачей знаний развивать мышление. При этом никак не нарушаются никакие образовательные стандарты. Сравним эти стандарты, для лучшего понимания, с драгоценными камнями. Добытый необработанный алмаз – это интеллект, а готовое ювелирное изделие, то есть бриллиант – это мышление. Мышление – высшая ступень человеческого познания. Это высший уровень интеллектуальных способностей человека.

Считаю серьезной причиной снижения коэффициента интеллекта у молодежи то, что в системе образования специальными педагогическими средствами мышление не развивается или развивается стихийно, под влиянием общества и по логике учебного процесса. Этого недостаточно. К тому же губительно влияет на процесс обучения формализм. Нужна специальная педагогическая методика. С этим социальным проектом я неоднократно обращался письменно и устно ко многим чиновникам. Никак не ожидал, что встречусь с махровым невежеством. Но, если вдуматься, это неудивительно: у чиновников нет соответствующего образования. Вместо того, чтобы организовать дискуссию по этой теме, они взялись за распространение дезинформации о проекте и его руководителе, навешивание на него ярлыков.

Считаю этих господ национал-предателями, с низкими этическими нормами, независимо от занимаемых должностей. Интересы республики их не волнуют и не интересуют, их даже рассматривать не хотят. Зато увидели в проекте угрозу своему благополучию. Как обычно, ссылаются на отсутствие средств в бюджете. Их и не будет при таком отношении к образованию. Что мы конкретно предлагаем для осуществления проекта, на что потребуется не один год? Нужны специально обустроенные детские сады, их строительство с соответствующими пространствами, сооружение научно-познавательной инфраструктуры, школы инженеров, определенных аттракционов в парках отдыха, специальных сооружений. С целью воспитания среди молодежи склонности к военным профессиям предлагается открытие постоянной военно-патриотической выставки, о величайшем подвиге уроженца Мордовии Девятаева, с тренажерами боевой техники и т.д.

Все это дело будущего. А начало заключается в ином подходе к Мордовскому региональному институту образования. Создать там условия для такой подготовки педагогических кадров, при которой они овладеют совершенно новыми методами и технологиями. Статус педагогов поднимется на несколько порядков выше, а сам институт выйдет на новый уровень.

И тут возникает ряд вопросов. А умеют ли учителя сами правильно мыслить? Каков уровень их профессионального педагогического мышления? В массовой практике львиную долю учебного времени занимают информационно-сообщающие методы и технологии. При этом учителя сами слабо представляют свои цели и не знают законов логического мышления, поскольку эти вопросы в ВУЗах не изучаются. Вот почему Республиканский лицей одаренных детей не может стать ведущим в системе среднего образования по РМ. Можно побеждать на международных олимпиадах, если из тысячи детей отобрать 3-5 одаренных от природы, прошедших через руки талантливого педагога. Но ведь высокий уровень образования должен иметь каждый ребенок из любой семьи. Можно учиться на 5, но при этом творческим мышлением не обладать. А посредственный ученик такими качествами порой владеет легко. Такая генетическая одаренность у 5-7% населения страны. В Мордовии он еще ниже. Почему? Постоянно идет отток молодежи в другие регионы, что ведет к потере генофонда. Поиск одаренных детей должен вестись системной серьезной работой. А не так, как это делают сейчас.

…Сколько еще нужно времени, чтобы понять, что из нынешней среднестатистической школы, лицея, гимназии невозможно создать «институт качественного образования».

Родители доверяют нам детей и верят, что их дети получают качественное образование. А вот те, от кого это зависит, демонстрируют оппозицию к собственному интеллекту. Чиновники используют в кадровой политике ситуацию, которая позволяет лакировать любые прорехи и недостатки. Расхваливать, развивать и финансировать «комбинаты по подготовке обслуги», а не творчески мыслящих личностей.

…Год назад я направил Главе республики Мордовии В.Д. Волкову письмо с предложениями о создании модели качественного среднего образования у нас в Мордовии. Никаких качественных перемен, поворота к преодолению обслуживающего характера современной общеобразовательной школы не произошло. В.Д. Волков не счел нужным даже дать мне ответ, хотя по закону он обязан это сделать.

Сергей Гадаев.

Отв.: Малыгин Михаил

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *