Проект федерального закона № 466379-7 «О моратории на повышение возраста, достижение которого дает право на страховую пенсию по старости»
Депутаты фракции КПРФ представили в Госдуме проект федерального закона «О моратории на повышение возраста, достижение которого дает право на страховую пенсию по старости».
Этот законопроект призван до 1 января 2030 года устанавливать мораторий на повышение возраста, достижение которого дает право на страховую пенсию по старости.
Данный законопроект включен в примерную программу решением Государственной Думы на январь 2020 года.
Изменение, вносимое в статью 36 Федерального закона «О страховых пенсиях», запрещает до указанного выше срока внесение изменений в часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», которая устанавливает возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по старости.
По данным рекрутинговой компании HeadHunter, в настоящее время только шесть процентов россиян одобряют повышение пенсионного возраста, при этом 53 процента выступают за его сохранение, а 35 процентов — за снижение. И эта позиция большинства граждан России представляется объективно обоснованной. Во-первых, при более позднем выходе на пенсию резко увеличится общее число безработных, а в особенности число безработных граждан в молодом и предпенсионном возрасте. Иначе говоря, повышение пенсионного возраста означает не замещение недостающей рабочей силы, но увеличение числа людей, которые работы не получат.
Во-вторых, как правило, чем старше работник, тем он чаще болеет. При этом при длительном лечении размеры выплат по больничным листам могут быть сравнимы с размерами затрат на пенсию. В-третьих, по данным ректора Финансового университета при Правительстве России М.А.Эскиндарова, в настоящее время до пенсии не доживают около 10 процентов женщин и 30 процентов мужчин. Кроме того, по данным Всемирного банка, Россия — рекордсмен Европы по количеству мужчин, не доживающих до 65 лет, — 43 процента.
Очевидно: с повышением пенсионного возраста мужчин до 65 лет этот показатель значительно возрастет, поскольку смертность мужчин в возрастной когорте 60-65 лет увеличится, в особенности из-за дополнительных физических и психических нагрузок, связанных с принудительным продолжением работы при ухудшающемся состоянии здоровья, и из-за стрессов, связанных с более высоким уровнем безработицы.
В-четвертых, так называемые сроки дожития, то есть пребывания на пенсии, определяемые как разность между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию, в большинстве развитых стран превышают российские.
Доля мужчин, не доживающих до 65 лет Исландия, Швейцария -10%; Швеция, Италия, Нидерланды, Мальта, Норвегия — 11%; Литва — 36%; Молдавия — 37%; Украина, Белоруссия — 40%; Россия-43%. Отсюда вывод: необходимо прежде добиться повышения продолжительности жизни, а затем при необходимости решать вопрос об увеличении пенсионного возраста.
В-пятых, повышение пенсионного возраста приведет к значительному удешевлению рабочей силы. Низкая стоимость рабочей силы является главным препятствием повышения производительности труда и технологического развития, а стало быть, и экономического роста в России. Таким образом, представляется целесообразным не изменять (не повышать) возраст, достижение которого дает право на пенсию по старости до 2030 года, к которому, согласно национальным целям развития Российской Федерации, ожидаемая продолжительность жизни россиян должна повыситься до 80 лет. Повышение возраста, достижение которого дает право на пенсию, прямо противоречит задаче повышения продолжительности жизни.
Пресс-центр Мордовского республиканского отделения КПРФ