1666

«Рузаевской республике» 110 лет

Архив новостей

«Рузаевской республике» 110 лет

1666Ещё совсем недавно Рузаевку называли «Железнодорожными воротами Мордовии», «Городом, стоящем на распутье стальных магистралей», «Колыбелью рабочего класса Мордовии». Присваивали и другие не менее сочные эпитеты, и их авторы были во многом правы. Действительно, Рузаевка была, да и сейчас ещё считается крупным железнодорожным узлом, и абсолютная правда в том, что здесь впервые на территории современной Мордовии пролетариат заявил о себе как о ведущей силе в нарождающемся революционном движении.

Во второй половине 19-го века велось активное строительство железной дороги, соединившей Москву с Казанью. При слиянии речек Инсар и Пишля, непосредственно примыкая к железной дороге, возникло поселение Рузаевка, со временем ставшем рабочим посёлком. С годами ветки железной дороги получали развитие, началось регулярное движение поездов до Пензы и Сызрани. Рузаевка стала крупным железнодорожным узлом с паровозным депо и другими необходимыми службами. Почти всё взрослое население было занято на железной дороге.

К началу XX столетия Московско-Казанская железная дорога была крупным монополисти­ческим объединением с основным капиталом в 219 миллионов рублей. Путем жестокой экс­плуатации рабочих хозяева дороги получали огромные прибыли: в 1901 году — более 11 миллионов рублей, в 1902 году — около 15 миллионов рублей. И в то же время железнодо­рожникам жилось очень тяжело. Рабочий день продолжался одиннадцать часов, а у ремонт­ных рабочих в летнее время 15—16 часов. Зарплата была низкая. Так, на строительстве Московско-Казанской дороги чернорабочие получали в месяц 10 —12 рублей, около 10 руб­лей получали и ремонтные рабочие. По воспо­минаниям работника депо Тростина, основ­ная масса рабочих депо Рузаевка получала в месяц не более 15 рублей. Из всех слесарей депо только трое получали в день по одно­му рублю. Остальные же — по 80, а то и по 40 копеек.

Токари и медники зарабатывали в месяц по 15 — 20 рублей, молотобойцы—12—15 рублей, стрелочники — 9 — 11 рублей, не­сколько выше была оплата труда телеграфи­стов: от 25 до 30 рублей в месяц. Очень часто практиковались сверхурочные работы до 18 — 20 часов в сутки, а во

время русско-японской войны порою не отпускали домой по двое-трое суток… Жилищные условия были очень плохие. На квартирах в домах, построенных фон Мекком, жила только часть высокооплачи­ваемых служащих. Основная масса рабочих проживала в окружающих станцию селени­ях, в тесных, грязных крестьянских избуш­ках. Ни кроватей, ни постелей в большин­стве домов не было. Бани и больницы в Рузаевке не было, боль­ным для лечения приходилось ездить за семьдесят вёрст на станцию Арапово (ныне Ковылкино), где было лишь 10 коек для больных. На одного больно­го в год расходовалось 1 рубль 07 копеек.

 

Такое положение не могло не вызвать взры­ва недовольства народных масс. И такой взрыв произошел. Уже в 1903 году в Рузаевке появляются революционные кружки. Особен­но активно в революционную работу включились рабочие депо и телеграфисты.

 

Наступил грозовой 1905 год. «Кровавое воскресенье», расстрел мирной демонстра­ции в Санкт-Петербурге всколыхнули всю страну. Годами копившееся недовольство вырвалось на волю, подняло рабочих на борьбу, забастовки повсюду приняли массо­вый характер.

 

Поднялись на борьбу и рузаевцы. 4 (17) февраля забастовали телеграфисты, предъявив руководству Московско-Казан­ской железной дороги свои требования, пер­воначально только экономические: установить работу в три смены, то есть восьмичасовой рабочий день вместо двенадцатичасового, определить обязательные отпуска один раз в год сроком на 20 дней, увеличить оклады на 25%.

 

           В ответ хозяева дороги предложили немедленно прекратить забас­товку, угрожая тем, что в противном случае все телеграфисты будут мобилизованы и от­правлены на войну с Японией. Многие се­мейные телеграфисты капитулировали и вышли на работу.

1667Но забастовка не прекратилась, ее про­должили работники депо, около 300 чело­век. В Рузаевку из Москвы приехал маши­нист А.В. Ухтомский — один из видных револю­ционеров-железнодорожников. Он привез воззвание стачечного комитета Москов­ского железнодорожного узла. В воззвании говорилось: «Не просить нужно, а требо­вать всем поголовной забастовкой улучше­ния нашего быта теперь же, пока не остыло впечатление общего русского рабочего дви­жения». Рузаевский узел имел большое значение в экономической и политической жизни России, через него шли воинские эшелоны на Дальний Восток, в Маньчжурию. В связи с забастовкой

тормозилось передвижение войск и перевозка военных материалов. Поэтому царское прави­тельство распорядилось немедленно подавить забастовку, применив военную силу.

8 (21) февраля начальник Московского жандармского управления генерал Красовский телеграфировал: «Вне очереди, спешно. Пенза — генералу Лисовскому, Самара — за­ведующему передвижения войск, Казань — штаб Военного округа, Рузаевка — Дроздовскому (в 1905 году ротмистр Дроздовский был в Рузаевке начальником местных жандар­мов. — авт.). Идет буйная забастовка рабо­чих депо Рузаевка в числе 300 человек, угро­жая прекращением движения поездов и раз­громом станции. Военная команда в Рузаевке ждет приказания и требует у высшего на­чальства содействия начальника жандармс­кого отделения по охране…»

Пензенский губернатор Хвостов и началь­ник гарнизона генерал Лисовский отдали приказ отправить в Рузаевку воинскую ко­манду экстренным поездом. Из Пензы в Руза­евку прибыла полурота 309-го Елецкого пол­ка. Под нажимом военной силы рузаевские рабочие вынуждены были приступить к рабо­те. Такие же забастовки проходили и на дру­гих железных дорогах. Напуганное прави­тельство пошло на крайние меры: все желез­ные дороги были объявлены на военном по­ложении. Таким образом, можно считать, что февральская стачка рузаевских рабочих в 1905 году была первой стачкой в истории ра­бочего движения Рузаевки.

Лето 1905 года прошло под знаком все воз­растающего революционного движения сре­ди железнодорожников. В мае волна забас­товок охватила Симбирскую железную доро­гу, а также начались стачки в Полтаве и Минске, в июле забастовала Владикавказ­ская железная дорога.

22 июля в Москве собрался II Всероссий­ский съезд работников железных дорог. При­нято решение немедленно приступить к аги­тации за Всероссийскую политическую и бо­евую железнодорожную забастовку. В конце сентября — начале октября массовые забас­товки на различных железных дорогах вспыхнули с новой силой.

Царский манифест 17 октября с провоз­глашением ряда «свобод» несколько снизил волну забастовок, но окончательно остано­вить их не удалось. Постепенно забастовка перешла в вооруженное восстание. 9 декабря на Пресне появляются первые баррикады. Возникают боевые дружины.

Царское правительство ответило на это жестокими репрессиями. На подавление восстания, помимо жандармов и полиции, были брошены войска, которые безжалост­но расправлялись с восставшими, выпол­няя царский приказ: «Арестованных не иметь!».В первых числах декабря в Москве собрал­ся второй дорожный съезд Московско-Ка­занской железной дороги. Он должен был пе­ресмотреть Устав пенсионных касс. От рузаевских машинистов на съезд был делегиро­ван Афанасий Петрович Байкузов. Он пользовался большим уважением среди то­варищей по работе и стал в Рузаевке при­знанным политическим вожаком.

1668В Москве, кроме заседаний съезда, Байкузов побывал на нелегальной конференции 29-ти железных дорог, куда его пригласил машинист Ухтомский. На конференции дол­жен был решаться вопрос о всеобщей поли­тической стачке. Три дня бурлили жаркие споры сторонников и противников открытой политической борьбы, и, наконец, решение было принято: «Начать в Москве и на всех железных дорогах всеобщую политическую стачку и стремиться перевести ее в револю­ционное восстание». И стачка началась.

Уехать из Москвы Байкузову удалось лишь в ночь на 9 декабря и то только по специаль­ному разрешению Стачечного комитета Московского узла — движение по «Казанке» было остановлено. В Рузаевке Байкузова уже ждали. Сведения о событиях в Москве, по­ступавшие по телеграфу, были весьма скуд­ные, всем хотелось узнать подробности, а многим не терпелось и самим принять учас­тие в борьбе. Сразу же после приезда Байку­зова состоялось тайное собрание, на кото­ром он рассказал о восстании в Москве. Тут же было принято решение начать забастов­ку на следующий день, с восьми часов утра. Началом забастовки должен был послужить тревожный гудок паровозного депо.

Весть о решении собрания быстро облетела рабочий поселок, к утру уже большинство рабочих знали о предстоящей забастовке. 10 декабря в условленный час уверенно и властно заре­вел деповский гудок. Его подхватили парово­зы на станции. На митинг собрались на вок­зале, в первом классе, и просторный зал едва вместил всех желающих. Большую часть со­бравшихся составляли рабочие депо, маши­нисты, телеграфисты, путейцы, работники станции. В толпе тут и там серели солдат­ские шинели демобилизованных, возвра­щавшихся с Дальнего Востока на родину, были в зале крестьяне из окрестных сел, приехавшие на базар, местные жители.

Байкузов рассказал обо всем, что видел и слышал в Москве, и призвал всех собравшихся поддер­жать начавшуюся забастовку. Его слова «Итак, бастуем, товарищи!» были встре­чены одобрительным гулом. На митинге сра­зу же был избран стачечный комитет. В него вошли машинисты Александров, Байкузов, Волженский, Лисовский, Плешачков, теле­графисты Громов, Колосков, Мухин, ревизо­ры Коротченко, Ролланд, студент-практи­кант Вицман  и другие,  всего  19   человек.   Председателем комитета

единогласно избра­ли Афанасия Петровича Байкузова. И хотя ни один комитетчик не имел опыта револю­ционной борьбы, решения, принятые коми­тетом, были в основном правильные. На пер­вом же заседании комитет решил: «Пасса­жирское и товарное движение по линии при­остановить, пропускать лишь воинские и са­нитарные поезда и поезда с продовольстви­ем». Железнодорожный телеграф также поступил в полное подчинение комитету. От­правлялись телеграммы только посылае­мые комитетом, а принимались телеграммы только на адрес комитета, о чем предупреж­дены были все телеграфисты по линии Пен­за —Рузаевка.

 

В первый же день забастовки была орга­низована боевая дружина в количестве око­ло 150 человек, состоящая преимуществен­но из рабочих депо и станции. Начальником дружины был назначен один из членов ко­митета Вицман. Дружина была вооружена в основном кинжалами и железными пиками, изготовленными по поручению комитета в деповских мастерских группой рабочих под руководством Тростина и Сазонова. По вос­поминаниям Тростина, в течение 10 дней ра­бочие изготовили около 50 пик и более 30 кинжалов. Часть дружины была вооружена револьверами, закупленными в Пензе на деньги, взятые у местных купцов в порядке контрибуции.

 

1669Дружина была разделена на пять групп по 30 боевиков в каждой. Они охраняли вход в по­мещение инспекторских комнат, где помещал­ся комитет, а также вход в телеграф, куда мож­но было входить только по специальному удос­товерению, выдаваемому комитетом, или зная пароль, ежедневно обуславливаемый на­чальником дружины. На дружину также была возложена охрана имущества дороги, грузов, находящихся на станции, соблюдение обще­ственного порядка на станции и в поселке.

 

Комитет запретил в Рузаевке торговлю ви­ном. Для голодных безработных, едущих эшелонами из Баку, было организовано бес­платное питание в общественной столовой. Хлеб, мясо и другие продукты брали из гру­зов, находившихся на станции, частично у местных купцов или закупали на рынке. И это была, вероятно, первая в России бесплат­ная общественная столовая!

13 декабря царскими властями был аресто­ван Распорядительный комитет на станции Сасово Московско-Казанской железной доро­ги. После этого арестаРузаевкапрактически потеряла связь с Москвой и не могла по-на­стоящему    ориентироваться    в   происходящих    событиях.    Указания

Центрального стачечно­го комитета перестали поступать, и неизвест­но было, продолжает ли он действовать. По­этому нужно было создать новый централь­ный орган для руководства забастовкой на Московско-Казанской железной дороге. И можно только удивляться смелости и реши­тельности рузаевских железнодорожников, решивших взять руководство всей забастовкой в свои руки и создать такой орган в Рузаевке.

15 декабря в Рузаевке состоялось собра­ние делегатов от станций Казанской дороги: Пензы, Сызрани, Казани, Самары , Алатыря, Батраков. Собрание решило продолжать борьбу, а для руководства этой борьбой из­брать Центральный забастовочный комитет Казанской железной дороги. И он был из­бран в составе трех человек: Байкузов (пред­седатель), инженер Моллинари и ревизор Коротченко. На этом же собрании была назна­чена новая администрация всей Казанской дороги. Начальником дороги был назначен начальник девятой дистанции пути (Рузаевской) Непенин, начальником службы тяги — Афанасий Байкузов, начальником службы пути — Моллинари, начальником телегра­фа — Громов. Как видим, все они из Рузаевки, то есть практически руководство всей забас­товкой на Московско-Казанской железной до­роге концентрировалось теперь в Рузаевке. В историю этот период вошёл под названием «Рузаевская республика».

Одним из важнейших действий Рузаевского распорядительного комитета был вы­пуск кредитных квитанций — бонов. По­скольку заработной платы с начала забас­товки рабочие и служащие не получали, куп­цы отказались отпускать товары в кредит. Тогда было решено выпустить квитанции — боны с печатью Всероссийского железнодо­рожного союза и с подписью Байкузова. Боны были выпущены достоинством 1 рубль и 3 рубля. Комитет обязал купцов отпускать товары по этим бонам впредь до получения зарплаты. Купцы, хотя и неохотно, вынужде­ны были подчиниться.

Вот эта сторона деятельности Рузаевского комитета вызвала особенное одобрение Владимира Ильича Ленина.

«Когда я рассказал ему, — вспоминает большевик А.И. Горчилин, — что в Рузаевке А.П. Байкузов напечатал боны и раздавал их рабочим, а рабочие по ним покупали у лавочников продукты, Владимир Ильич совсем развеселился и даже позвал Надежду Константиновну, чтобы рассказать ей об этом».

Больше того, комитет решил наладить регу­лярную выдачу зарплаты всем железнодорож­никам на дороге, куда доходила его власть. В телеграммах от 15 и 16 декабря 1905 года было предложено всем начальникам станций и местным стачечным комитетам уплатить рабочим и служащим жалованье из станцион­ных выручек, причем определенный процент имеющихся денег направить в Рузаевку в рас­поряжение Центрального стачечного комите­та. И такие отчисления были. Так, Симбир­ским стачечным комитетом было выслано шесть тысяч рублей, железнодорожниками станции Вешкайма — 600 рублей.

Комитет рассчитывал на длительную борь­бу, а для этого необходимо было оружие. По­этому забастовщиками с восторгом было встречено известие, что на станции дружин­никами были задержаны два вагона, в кото­рых находилось более полутора тысяч винто­вок. Солдаты, охранявшие этот груз, никако­го сопротивления дружинникам не оказали.

Между тем положение осложнялось. Связь с Москвой была окончательно прервана, доходившие оттуда сведения и слухи были неутешительными: восстание подавлено. Среди некоторой части забастовщиков нача­лись колебания. Посланные разведчики до Москвы не добрались, но привезли неутеши­тельные сведения о жестоких действиях ка­рателей. Ухтомскому, несмотря на две устроенных засады и массированный пулемётный огонь, удалось вывести в Перово группу дружинников из 6 человек. Вскоре, однако, на станцииЛюберцы они были арестованы карательной экспедицией Семёновского полка  и расстреляны без всякого суда 17 декабря 1905 года.

.          1670 После подавления восстания в Москве в обстановке начавшихся репрессий стало ясно, что одним рузаевцам долго не продержаться. Поэтому 21 декабря состоял­ся последний митинг бастовавших рабочих и служащих. Подводя итог стачке, Байкузов ска­зал: «Двенадцать дней держались мы против всего аппарата царской власти! От имени Центрального стачечного комитета спасибо вам, товарищи, за вашу революционную стойкость!». На этом митинге была принята резолюция: «Мы, рабочие, начали борьбу организованно, организованно ее и конча­ем, прекращаем забастовку нашей волей не из страха перед надвигающейся опаснос­тью, а из сознания бесплодности дальней­шего сопротивления».

На другой день в восемь часов утра возоб­новилось нормальное движение поездов че­рез станцию Рузаевка. Так закончила свое су­ществование «Рузаевская республика». В этот же день сюда прибыл отряд карателей. Многие рабочие были арестованы. 16 человек приговорены к тюремному заключению и высылке. Сохранились сведения, что А.П. Байкузов некоторое время скрывался в доме одного жителя села Мордовская Пишля, что в 15 километрах от Рузаевки, вел агитационную работу среди местного населения. А когда за ним приехали жандармы, он был тайно вывезен на повозке местными жителями до ближайшей станции.

 

Революционные мотивы и соответствующий настрой железнодорожников послужили основой для создания в Рузаевке в июне 1906 года первой в истории Мордовии большевистской организации.

 

1671С установлением Советской власти А.П. Байкузов был назначен начальником станции Инза. В 1924 году здесь вступил в РКП(б). В этом же году при локомотивном депо Рузаевка была создана школа фабрично-заводского обучения. А.П. Байкузов стал её первым директором. В 1940 году ФЗУ преобразовано в железнодорожное училище. За отличную подготовку кадров в 1964 году училищу присвоено имя А.П. Байкузова. За период своего существования училище подготовило более 20 тысяч квалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта. Умер А.П. Байкузов в 1947 году.

 

В советский период бережно охранялись места, связанные с революционными выступлениями трудящихся в 1905 году. На зданиях железнодорожной кузницы, вокзала, локомотивного депо были установлены мемориальные доски. В городском парке установлены памятные бюсты героям революции машинистам А.П. Байкузову и А.В. Ухтомскому. Революционным событиям 1905 года в Рузаевке посвящены книги М.Т. Петрова «Ухтомский», «Великие месяцы», С.Н. Зархия «Президент «Рузаевской республики», Ф.К. Андрианова «Зарево над Рузаевкой». Лауреат Государственной премии Мордовской АССР художник И.И. Сидельников написал картину «Рузаевка. 1905 год» и много других прекрасных полотен, посвящённых революционному прошлому города.

 

В 1981 году Рузаевка награждена Орденом «Знак Почёта» — за заслуги в революционном движении, хозяйственном и культурном строительстве, — говорится в Указе Президиума Верховного Совета СССР.

К сожалению, за 25 постсоветских лет Рузаевка утратила многие позиции, являвшиеся гордостью города железнодорожников. Локомотивное депо стало лишь эксплуатационным, ремонтники оказались не у дел. Количество работающих сократилось в разы. Многие квалифицированные кадры вынуждены были искать места работы в других отраслях. Вспомогательные службы депо были просто ликвидированы, как и многие объекты социальной инфраструктуры, обслуживавшие железнодорожников и членов их семей.

 

Оценивая революционные события, происходившие в России в декабре 1905 года, В.И. Ленин писал, что некоторые города России переживали в те дни период различных маленьких республик, в которых правительственная власть была смещена, и Совет рабочих депутатов действительно функционировал в качестве новой государственной власти.

 

Эти ленинские слова применимы и к Рузаевке. 18 декабря 1905 года Рузаевка представляла из себя именно такую маленькую «республику», во главе которой стоял избранный рабочими распорядительный комитет. Этот комитет, не называясь Советом рабочих депутатов, фактически выполнял его функции.

 

Всего двенадцать дней существовала «Рузаевская республика», но она показала, что рабочие могут жить и управлять без царя и капиталистов, что сила рабочих в их единстве, в верности идеям революции.

 

Василий ПОПКОВ,

 

г. Рузаевка, Республика Мордовия.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *