«Рузаевской республике» 110 лет
Ещё совсем недавно Рузаевку называли «Железнодорожными воротами Мордовии», «Городом, стоящем на распутье стальных магистралей», «Колыбелью рабочего класса Мордовии». Присваивали и другие не менее сочные эпитеты, и их авторы были во многом правы. Действительно, Рузаевка была, да и сейчас ещё считается крупным железнодорожным узлом, и абсолютная правда в том, что здесь впервые на территории современной Мордовии пролетариат заявил о себе как о ведущей силе в нарождающемся революционном движении.
Во второй половине 19-го века велось активное строительство железной дороги, соединившей Москву с Казанью. При слиянии речек Инсар и Пишля, непосредственно примыкая к железной дороге, возникло поселение Рузаевка, со временем ставшем рабочим посёлком. С годами ветки железной дороги получали развитие, началось регулярное движение поездов до Пензы и Сызрани. Рузаевка стала крупным железнодорожным узлом с паровозным депо и другими необходимыми службами. Почти всё взрослое население было занято на железной дороге.
К началу XX столетия Московско-Казанская железная дорога была крупным монополистическим объединением с основным капиталом в 219 миллионов рублей. Путем жестокой эксплуатации рабочих хозяева дороги получали огромные прибыли: в 1901 году — более 11 миллионов рублей, в 1902 году — около 15 миллионов рублей. И в то же время железнодорожникам жилось очень тяжело. Рабочий день продолжался одиннадцать часов, а у ремонтных рабочих в летнее время 15—16 часов. Зарплата была низкая. Так, на строительстве Московско-Казанской дороги чернорабочие получали в месяц 10 —12 рублей, около 10 рублей получали и ремонтные рабочие. По воспоминаниям работника депо Тростина, основная масса рабочих депо Рузаевка получала в месяц не более 15 рублей. Из всех слесарей депо только трое получали в день по одному рублю. Остальные же — по 80, а то и по 40 копеек.
Токари и медники зарабатывали в месяц по 15 — 20 рублей, молотобойцы—12—15 рублей, стрелочники — 9 — 11 рублей, несколько выше была оплата труда телеграфистов: от 25 до 30 рублей в месяц. Очень часто практиковались сверхурочные работы до 18 — 20 часов в сутки, а во
время русско-японской войны порою не отпускали домой по двое-трое суток… Жилищные условия были очень плохие. На квартирах в домах, построенных фон Мекком, жила только часть высокооплачиваемых служащих. Основная масса рабочих проживала в окружающих станцию селениях, в тесных, грязных крестьянских избушках. Ни кроватей, ни постелей в большинстве домов не было. Бани и больницы в Рузаевке не было, больным для лечения приходилось ездить за семьдесят вёрст на станцию Арапово (ныне Ковылкино), где было лишь 10 коек для больных. На одного больного в год расходовалось 1 рубль 07 копеек.
Такое положение не могло не вызвать взрыва недовольства народных масс. И такой взрыв произошел. Уже в 1903 году в Рузаевке появляются революционные кружки. Особенно активно в революционную работу включились рабочие депо и телеграфисты.
Наступил грозовой 1905 год. «Кровавое воскресенье», расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге всколыхнули всю страну. Годами копившееся недовольство вырвалось на волю, подняло рабочих на борьбу, забастовки повсюду приняли массовый характер.
Поднялись на борьбу и рузаевцы. 4 (17) февраля забастовали телеграфисты, предъявив руководству Московско-Казанской железной дороги свои требования, первоначально только экономические: установить работу в три смены, то есть восьмичасовой рабочий день вместо двенадцатичасового, определить обязательные отпуска один раз в год сроком на 20 дней, увеличить оклады на 25%.
В ответ хозяева дороги предложили немедленно прекратить забастовку, угрожая тем, что в противном случае все телеграфисты будут мобилизованы и отправлены на войну с Японией. Многие семейные телеграфисты капитулировали и вышли на работу.
Но забастовка не прекратилась, ее продолжили работники депо, около 300 человек. В Рузаевку из Москвы приехал машинист А.В. Ухтомский — один из видных революционеров-железнодорожников. Он привез воззвание стачечного комитета Московского железнодорожного узла. В воззвании говорилось: «Не просить нужно, а требовать всем поголовной забастовкой улучшения нашего быта теперь же, пока не остыло впечатление общего русского рабочего движения». Рузаевский узел имел большое значение в экономической и политической жизни России, через него шли воинские эшелоны на Дальний Восток, в Маньчжурию. В связи с забастовкой
тормозилось передвижение войск и перевозка военных материалов. Поэтому царское правительство распорядилось немедленно подавить забастовку, применив военную силу.
8 (21) февраля начальник Московского жандармского управления генерал Красовский телеграфировал: «Вне очереди, спешно. Пенза — генералу Лисовскому, Самара — заведующему передвижения войск, Казань — штаб Военного округа, Рузаевка — Дроздовскому (в 1905 году ротмистр Дроздовский был в Рузаевке начальником местных жандармов. — авт.). Идет буйная забастовка рабочих депо Рузаевка в числе 300 человек, угрожая прекращением движения поездов и разгромом станции. Военная команда в Рузаевке ждет приказания и требует у высшего начальства содействия начальника жандармского отделения по охране…»
Пензенский губернатор Хвостов и начальник гарнизона генерал Лисовский отдали приказ отправить в Рузаевку воинскую команду экстренным поездом. Из Пензы в Рузаевку прибыла полурота 309-го Елецкого полка. Под нажимом военной силы рузаевские рабочие вынуждены были приступить к работе. Такие же забастовки проходили и на других железных дорогах. Напуганное правительство пошло на крайние меры: все железные дороги были объявлены на военном положении. Таким образом, можно считать, что февральская стачка рузаевских рабочих в 1905 году была первой стачкой в истории рабочего движения Рузаевки.
Лето 1905 года прошло под знаком все возрастающего революционного движения среди железнодорожников. В мае волна забастовок охватила Симбирскую железную дорогу, а также начались стачки в Полтаве и Минске, в июле забастовала Владикавказская железная дорога.
22 июля в Москве собрался II Всероссийский съезд работников железных дорог. Принято решение немедленно приступить к агитации за Всероссийскую политическую и боевую железнодорожную забастовку. В конце сентября — начале октября массовые забастовки на различных железных дорогах вспыхнули с новой силой.
Царский манифест 17 октября с провозглашением ряда «свобод» несколько снизил волну забастовок, но окончательно остановить их не удалось. Постепенно забастовка перешла в вооруженное восстание. 9 декабря на Пресне появляются первые баррикады. Возникают боевые дружины.
Царское правительство ответило на это жестокими репрессиями. На подавление восстания, помимо жандармов и полиции, были брошены войска, которые безжалостно расправлялись с восставшими, выполняя царский приказ: «Арестованных не иметь!».В первых числах декабря в Москве собрался второй дорожный съезд Московско-Казанской железной дороги. Он должен был пересмотреть Устав пенсионных касс. От рузаевских машинистов на съезд был делегирован Афанасий Петрович Байкузов. Он пользовался большим уважением среди товарищей по работе и стал в Рузаевке признанным политическим вожаком.
В Москве, кроме заседаний съезда, Байкузов побывал на нелегальной конференции 29-ти железных дорог, куда его пригласил машинист Ухтомский. На конференции должен был решаться вопрос о всеобщей политической стачке. Три дня бурлили жаркие споры сторонников и противников открытой политической борьбы, и, наконец, решение было принято: «Начать в Москве и на всех железных дорогах всеобщую политическую стачку и стремиться перевести ее в революционное восстание». И стачка началась.
Уехать из Москвы Байкузову удалось лишь в ночь на 9 декабря и то только по специальному разрешению Стачечного комитета Московского узла — движение по «Казанке» было остановлено. В Рузаевке Байкузова уже ждали. Сведения о событиях в Москве, поступавшие по телеграфу, были весьма скудные, всем хотелось узнать подробности, а многим не терпелось и самим принять участие в борьбе. Сразу же после приезда Байкузова состоялось тайное собрание, на котором он рассказал о восстании в Москве. Тут же было принято решение начать забастовку на следующий день, с восьми часов утра. Началом забастовки должен был послужить тревожный гудок паровозного депо.
Весть о решении собрания быстро облетела рабочий поселок, к утру уже большинство рабочих знали о предстоящей забастовке. 10 декабря в условленный час уверенно и властно заревел деповский гудок. Его подхватили паровозы на станции. На митинг собрались на вокзале, в первом классе, и просторный зал едва вместил всех желающих. Большую часть собравшихся составляли рабочие депо, машинисты, телеграфисты, путейцы, работники станции. В толпе тут и там серели солдатские шинели демобилизованных, возвращавшихся с Дальнего Востока на родину, были в зале крестьяне из окрестных сел, приехавшие на базар, местные жители.
Байкузов рассказал обо всем, что видел и слышал в Москве, и призвал всех собравшихся поддержать начавшуюся забастовку. Его слова «Итак, бастуем, товарищи!» были встречены одобрительным гулом. На митинге сразу же был избран стачечный комитет. В него вошли машинисты Александров, Байкузов, Волженский, Лисовский, Плешачков, телеграфисты Громов, Колосков, Мухин, ревизоры Коротченко, Ролланд, студент-практикант Вицман и другие, всего 19 человек. Председателем комитета
единогласно избрали Афанасия Петровича Байкузова. И хотя ни один комитетчик не имел опыта революционной борьбы, решения, принятые комитетом, были в основном правильные. На первом же заседании комитет решил: «Пассажирское и товарное движение по линии приостановить, пропускать лишь воинские и санитарные поезда и поезда с продовольствием». Железнодорожный телеграф также поступил в полное подчинение комитету. Отправлялись телеграммы только посылаемые комитетом, а принимались телеграммы только на адрес комитета, о чем предупреждены были все телеграфисты по линии Пенза —Рузаевка.
В первый же день забастовки была организована боевая дружина в количестве около 150 человек, состоящая преимущественно из рабочих депо и станции. Начальником дружины был назначен один из членов комитета Вицман. Дружина была вооружена в основном кинжалами и железными пиками, изготовленными по поручению комитета в деповских мастерских группой рабочих под руководством Тростина и Сазонова. По воспоминаниям Тростина, в течение 10 дней рабочие изготовили около 50 пик и более 30 кинжалов. Часть дружины была вооружена револьверами, закупленными в Пензе на деньги, взятые у местных купцов в порядке контрибуции.
Дружина была разделена на пять групп по 30 боевиков в каждой. Они охраняли вход в помещение инспекторских комнат, где помещался комитет, а также вход в телеграф, куда можно было входить только по специальному удостоверению, выдаваемому комитетом, или зная пароль, ежедневно обуславливаемый начальником дружины. На дружину также была возложена охрана имущества дороги, грузов, находящихся на станции, соблюдение общественного порядка на станции и в поселке.
Комитет запретил в Рузаевке торговлю вином. Для голодных безработных, едущих эшелонами из Баку, было организовано бесплатное питание в общественной столовой. Хлеб, мясо и другие продукты брали из грузов, находившихся на станции, частично у местных купцов или закупали на рынке. И это была, вероятно, первая в России бесплатная общественная столовая!
13 декабря царскими властями был арестован Распорядительный комитет на станции Сасово Московско-Казанской железной дороги. После этого арестаРузаевкапрактически потеряла связь с Москвой и не могла по-настоящему ориентироваться в происходящих событиях. Указания
Центрального стачечного комитета перестали поступать, и неизвестно было, продолжает ли он действовать. Поэтому нужно было создать новый центральный орган для руководства забастовкой на Московско-Казанской железной дороге. И можно только удивляться смелости и решительности рузаевских железнодорожников, решивших взять руководство всей забастовкой в свои руки и создать такой орган в Рузаевке.
15 декабря в Рузаевке состоялось собрание делегатов от станций Казанской дороги: Пензы, Сызрани, Казани, Самары , Алатыря, Батраков. Собрание решило продолжать борьбу, а для руководства этой борьбой избрать Центральный забастовочный комитет Казанской железной дороги. И он был избран в составе трех человек: Байкузов (председатель), инженер Моллинари и ревизор Коротченко. На этом же собрании была назначена новая администрация всей Казанской дороги. Начальником дороги был назначен начальник девятой дистанции пути (Рузаевской) Непенин, начальником службы тяги — Афанасий Байкузов, начальником службы пути — Моллинари, начальником телеграфа — Громов. Как видим, все они из Рузаевки, то есть практически руководство всей забастовкой на Московско-Казанской железной дороге концентрировалось теперь в Рузаевке. В историю этот период вошёл под названием «Рузаевская республика».
Одним из важнейших действий Рузаевского распорядительного комитета был выпуск кредитных квитанций — бонов. Поскольку заработной платы с начала забастовки рабочие и служащие не получали, купцы отказались отпускать товары в кредит. Тогда было решено выпустить квитанции — боны с печатью Всероссийского железнодорожного союза и с подписью Байкузова. Боны были выпущены достоинством 1 рубль и 3 рубля. Комитет обязал купцов отпускать товары по этим бонам впредь до получения зарплаты. Купцы, хотя и неохотно, вынуждены были подчиниться.
Вот эта сторона деятельности Рузаевского комитета вызвала особенное одобрение Владимира Ильича Ленина.
«Когда я рассказал ему, — вспоминает большевик А.И. Горчилин, — что в Рузаевке А.П. Байкузов напечатал боны и раздавал их рабочим, а рабочие по ним покупали у лавочников продукты, Владимир Ильич совсем развеселился и даже позвал Надежду Константиновну, чтобы рассказать ей об этом».
Больше того, комитет решил наладить регулярную выдачу зарплаты всем железнодорожникам на дороге, куда доходила его власть. В телеграммах от 15 и 16 декабря 1905 года было предложено всем начальникам станций и местным стачечным комитетам уплатить рабочим и служащим жалованье из станционных выручек, причем определенный процент имеющихся денег направить в Рузаевку в распоряжение Центрального стачечного комитета. И такие отчисления были. Так, Симбирским стачечным комитетом было выслано шесть тысяч рублей, железнодорожниками станции Вешкайма — 600 рублей.
Комитет рассчитывал на длительную борьбу, а для этого необходимо было оружие. Поэтому забастовщиками с восторгом было встречено известие, что на станции дружинниками были задержаны два вагона, в которых находилось более полутора тысяч винтовок. Солдаты, охранявшие этот груз, никакого сопротивления дружинникам не оказали.
Между тем положение осложнялось. Связь с Москвой была окончательно прервана, доходившие оттуда сведения и слухи были неутешительными: восстание подавлено. Среди некоторой части забастовщиков начались колебания. Посланные разведчики до Москвы не добрались, но привезли неутешительные сведения о жестоких действиях карателей. Ухтомскому, несмотря на две устроенных засады и массированный пулемётный огонь, удалось вывести в Перово группу дружинников из 6 человек. Вскоре, однако, на станцииЛюберцы они были арестованы карательной экспедицией Семёновского полка и расстреляны без всякого суда 17 декабря 1905 года.
. После подавления восстания в Москве в обстановке начавшихся репрессий стало ясно, что одним рузаевцам долго не продержаться. Поэтому 21 декабря состоялся последний митинг бастовавших рабочих и служащих. Подводя итог стачке, Байкузов сказал: «Двенадцать дней держались мы против всего аппарата царской власти! От имени Центрального стачечного комитета спасибо вам, товарищи, за вашу революционную стойкость!». На этом митинге была принята резолюция: «Мы, рабочие, начали борьбу организованно, организованно ее и кончаем, прекращаем забастовку нашей волей не из страха перед надвигающейся опасностью, а из сознания бесплодности дальнейшего сопротивления».
На другой день в восемь часов утра возобновилось нормальное движение поездов через станцию Рузаевка. Так закончила свое существование «Рузаевская республика». В этот же день сюда прибыл отряд карателей. Многие рабочие были арестованы. 16 человек приговорены к тюремному заключению и высылке. Сохранились сведения, что А.П. Байкузов некоторое время скрывался в доме одного жителя села Мордовская Пишля, что в 15 километрах от Рузаевки, вел агитационную работу среди местного населения. А когда за ним приехали жандармы, он был тайно вывезен на повозке местными жителями до ближайшей станции.
Революционные мотивы и соответствующий настрой железнодорожников послужили основой для создания в Рузаевке в июне 1906 года первой в истории Мордовии большевистской организации.
С установлением Советской власти А.П. Байкузов был назначен начальником станции Инза. В 1924 году здесь вступил в РКП(б). В этом же году при локомотивном депо Рузаевка была создана школа фабрично-заводского обучения. А.П. Байкузов стал её первым директором. В 1940 году ФЗУ преобразовано в железнодорожное училище. За отличную подготовку кадров в 1964 году училищу присвоено имя А.П. Байкузова. За период своего существования училище подготовило более 20 тысяч квалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта. Умер А.П. Байкузов в 1947 году.
В советский период бережно охранялись места, связанные с революционными выступлениями трудящихся в 1905 году. На зданиях железнодорожной кузницы, вокзала, локомотивного депо были установлены мемориальные доски. В городском парке установлены памятные бюсты героям революции машинистам А.П. Байкузову и А.В. Ухтомскому. Революционным событиям 1905 года в Рузаевке посвящены книги М.Т. Петрова «Ухтомский», «Великие месяцы», С.Н. Зархия «Президент «Рузаевской республики», Ф.К. Андрианова «Зарево над Рузаевкой». Лауреат Государственной премии Мордовской АССР художник И.И. Сидельников написал картину «Рузаевка. 1905 год» и много других прекрасных полотен, посвящённых революционному прошлому города.
В 1981 году Рузаевка награждена Орденом «Знак Почёта» — за заслуги в революционном движении, хозяйственном и культурном строительстве, — говорится в Указе Президиума Верховного Совета СССР.
К сожалению, за 25 постсоветских лет Рузаевка утратила многие позиции, являвшиеся гордостью города железнодорожников. Локомотивное депо стало лишь эксплуатационным, ремонтники оказались не у дел. Количество работающих сократилось в разы. Многие квалифицированные кадры вынуждены были искать места работы в других отраслях. Вспомогательные службы депо были просто ликвидированы, как и многие объекты социальной инфраструктуры, обслуживавшие железнодорожников и членов их семей.
Оценивая революционные события, происходившие в России в декабре 1905 года, В.И. Ленин писал, что некоторые города России переживали в те дни период различных маленьких республик, в которых правительственная власть была смещена, и Совет рабочих депутатов действительно функционировал в качестве новой государственной власти.
Эти ленинские слова применимы и к Рузаевке. 18 декабря 1905 года Рузаевка представляла из себя именно такую маленькую «республику», во главе которой стоял избранный рабочими распорядительный комитет. Этот комитет, не называясь Советом рабочих депутатов, фактически выполнял его функции.
Всего двенадцать дней существовала «Рузаевская республика», но она показала, что рабочие могут жить и управлять без царя и капиталистов, что сила рабочих в их единстве, в верности идеям революции.
Василий ПОПКОВ,
г. Рузаевка, Республика Мордовия.