3172cb625bc8d08f6a843b8c334c6079 L

Служба морской авиации – моя жизнь!

Архив новостей

Служба морской авиации – моя жизнь!

3172cb625bc8d08f6a843b8c334c6079 LВ 1944 году, когда над Черным морем и побережьем уже вовсю господствовала советская авиация, молодой летчик Александр Казаков, усердно оттачивал свое летное и боевое мастерство. Разведывательные полеты на штурмовиках чередовались патрулированием над морем.

Вот и сегодня самолет Ил-2 кружил над неспокойным морем. Серые волны накатывались одна на другую. Под порывом ветра самолет подрагивал, но с курса не сбивался. В качестве штурмана, на этот раз, был Александр. Поэтому он с некоторым беспокойством, пристально осматривал водное пространство. Горизонт был чист. Не встретив по курсу ни одного вражеского самолета и морского судна, экипаж возвратился на свой аэродром.

Молодые летчики рвались на боевые вылеты. Ведь они знали, что их товарищи в этих местах топили в море немецкие, румынские транспорты, бомбили военные объекты Варны и Констанцы. Но вновь прибывших, молодых летчиков тренировали на местах дислокации.

Авиация противника активных действий не предпринимала: акваторию Черного моря после освобождения Крыма уверенно контролировали советские военно-воздушные силы и флот.

Среди тех соколов, которые тогда надежно прикрыли небо Родины и морские трассы на этом участке театра военных действий, был и наш земляк, уроженец села Симкино Большеберезниковского района Мордовии Александр Ефимович Казаков.

Квартира полковника в отставке, председателя Совета ветеранов ДОСААФ города Саранска Александра Ефимовича Казакова напоминает музей морской авиации.

На стене копия знамени Победы, флаг ВМФ СССР. На рабочем столе стоит в красной рамке Грамота от главкома ВМФ адмирала флота СССР Горшкова, а также Грамота от летчика-космонавта, дважды Героя СССР Берегового. Притягивают взгляд его парадная тужурка, офицерские и морские ремни, планшет, макет самолета морской авиации…

— Родился я в крестьянской семье, — рассказывает ветеран. Рано познал хлеборобский труд. Отец Ефим Сергеевич – участник 1-й Мировой и Гражданской войн. В 1919 году вступил в компартию. Вернувшись в Симкино, организовал коммунистическую ячейку. Позднее односельчане избрали председателем колхоза. В семье было трое детей. В 1939 году переехали в Саранск. До этого события в жизни семьи, отец уезжал на заработки в Дальневосточные регионы. Трудился и там, на совесть, стал знатным стахановцев. К слову, он также имел опыт морской работы: еще до начала 1-й Мировой войны плавал на барже в Каспийском море.

Многие юноши моего поколения мечтали стать летчиками. В Саранске в те годы действовали аэроклуб, военно-морское училище. В Рузаевке была школа младших авиационных специалистов.

В Чамзинском районе дислоцировались эскадрильи морской авиации. Поэтому физически здоровые парни тянулись к авиации. Я с удовольствием посещал кружки ОСОАВИАХИМа. И хотя с 8-го класса поступил в ремесленное училище, мечты о полетах не покидали меня. Кстати, профессию токаря-универсала освоил за 40 дней. По совету директора школы вернулся доканчивать среднюю школу.

К началу Великой Отечественной войны, мы подростки, наравне со взрослыми трудились на производстве. Я работал на спичечной фабрике.

22 июня 1941 года, проходя мимо кинотеатра «Октябрь» увидел толпу — людей, которые внимательно слушали информационное сообщение через громкоговоритель. Война! Кончилось наше беззаботное детство.

«Все для фронта, все для Победы», — с таким девизом трудились и юные граждане Саранска. Да, мы недосыпали, недоедали. Всем было нелегко. Но верили в Победу. Ждали, когда по радио передадут известие о разгроме армий врага. И дождались. Уже зимой 1941 года наша армия стала громить фашистов под Москвой. Мы воспряли духом. Потом были и другие победы. В июле 1943 года я добровольно попросился на фронт. Был зачислен в авиацию ВМФ. Окончил подготовительную школу морских летчиков, затем авиационное училище ВМФ.

До сих пор помню первые полеты на самолете У-2, своего инструктора, старшего лейтенанта Пивоварова. На аэродроме, расположенным в окрестностях города Молотов, он учил нас азам авиационного мастерства, самолетовождения в воздухе. Грамотный авиатор особо подчеркивал, что в авиации нет мелочей.

— Любой пробел в знаниях может обернуться катастрофой в полете, гибелью в бою, — наставлял опытный инструктор.

Позднее учились летать на пикирующем бомбардировщике Пе-2 , «летающем танке» Ил-2, Ту-2. К примеру, Ту-2 летал со скоростью 610 км/ч, вооружен был пушками , нес бомбы, имел радиостанцию, распознаватель летательных аппаратов «свой-чужой». Грозная по тем временам машина.

В октябре 1944 года мы дислоцировались на аэродроме Капони. Это участок между города Николаев и Херсон. С учетом изменившейся боевой обстановки выбиралось и место базирования эскадрильи.

С теплотой вспоминает Александр Ефимович своих однополчан, командиров, механиков. Приятно было вдали от малой Родины встретить земляков.

— После войны наш полк базировался над Симферополем, — продолжает ветеран. Командиром эскадрильи был Герой Советского Союза, майор Владимир Антонович Скугарь. Когда в 1950 году прибыл на новое место службы, то как и положено по уставу доложил:

— Гвардии старший лейтенант Казаков прибыл для дальнейшего прохождения службы!

Сидевшие в штабе заулыбались, а подполковник из отдела кадров А.А. Петровенко спросил:

— Вы по национальности мордвин – эрзя?

— Да.

Удивившись заданным вопросом, я слегка смутился, но он продолжал:

— Ну, вот и хорошо. Устраивайтесь как дома. К тому же ваш командир полка Турков тоже эрзя.

Позже от него я узнал, что уроженцы Мордовии в полку имеются. К тому же и заместитель командующего авиации флота, Герой Советского Союза, генерал-майор Гуляев – тоже эрзя. Родом из Куйбышевской области. Были вот и такие встречи. Кстати, в те годы никто особо не интересовался национальной принадлежностью: жили многонациональной семьей. Русские, украинцы, мордва, татары… Вместе громили врага.

В полетах бывали и неординарные случаи. Однажды в самолете произошло возгорание и пришлось сесть, как говориться на брюхо.. Хвост, колесо и пулемет оторвались, сам получил незначительную травму голосы. Ничего, обошлось.

В 1950 году пересели на реактивный самолет Ил-28. Это был торпедоносец и бомбардировщик. Летал в качестве начальника связи эскадрильи. Проводил занятия по радиосвязи, дальней связи, пулеметной стрельбе по воздушным и наземным целям. В 1953 году были проведены соревнования на приз командующего Черноморского флота по стрельбе из реактивного самолета по мишеням. Занял я тогда первое место по фронту. Получил благодарность от командующего и ценный подарок.

Александр Ефимович учил военному делу других и сам постоянно совершенствовал знания. В 1957 году окончил командно-штабной факультет Краснознаменной военно-воздушной академии, был заместителем начальника штаба крупных частей и соединений, начальником учебного отдела центра переподготовки летчиков. Налетал свыше 1000 часов на различных типах самолетов, совершил 120 прыжков с парашютом.

Как известно, жизнь у военных походная и кочевая. Надо было, и Александра Ефимовича переводят на Тихоокеанский флот.

— Масштабы выполнения учебно-боевых заданий там были несколько иные, но задача одна и та же: рубежи Родины должны быть неприкосновенны, — вспоминает ветеран. В годы холодной войны наши разведывательные и патрульные самолеты, к примеру, в районе проливов  иногда встречались в небе и с американскими «коллегами». Летели, бывало, чуть ли не крыло в крыло. Надо признать, агрессивности не проявляли. Срабатывали, как и инстинкт самосохранения, так и скрытая солидарность общности небесной профессии. Со своей стороны мы надеялись на их здравомыслие. К тому же наши самолеты и вооружены были не хуже их. Это тоже было сдерживающим фактом. Выполнив задание, расходились по своим маршрутам. В следующий раз встречались уже как старые знакомые. Улучив момент, фотографировали машины в процессе полета. Надо признать, у них тогда техника фото и киносъемки была совершеннее нашей. У них тогда процесс фотосъемки выполнялся автоматически. Позднее мы и в этом их догнали.

Очень любил стрельбу из различных видов оружия, достиг в этом отличных результатов. Охотно делился опытом с молодыми. Бывал и на Камчатке.

В годы службы встречался со многими знатными людьми нашего государства, видными военноначальниками авиации и флота. Это полярные летчики, штурман Чкалова, Герой Советского Союза Беляков, и другие. По делам службы встречался с адмиралом флота Смирновым. В числе моих знакомых, маршал морской авиации Борзов, адмирал флота Кузнецов, маршал авиации Красовский, маршал авиации Ворожейкин, маршал морской авиации Жаворонков, генерал армии Павловский, адмирал флота Егоров и другие.

В 1971 году Александр Ефимович расстался с военной службой. Нелегко было привыкнуть к гражданской жизни. Но пригодились военные знания и богатый опыт в родном Саранске. Вот как описывается и оценивается его военно-патриотическая работа в книге «Отчизны верные сыны» (Москва, Российская оборонно-спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ), 2004 г, автор Ю. Козлов).

В должности руководителя допризывной подготовки и военного руководителя школы «17 Александр Ефимович проработал целых 25 лет, отдал работе все силы, знания и опыт.

Включившись в работу оборонного общества города и всей республики, Казаков создал отличную учебную базу для патриотического воспитания учащейся молодежи и допризывной подготовки юношей. Построены стрелковый тир для стрельбы из пневматических малокалиберных винтовок и пистолетов, полоса препятствий, кабинет по огневой подготовке и гражданской обороны.

Неугомонный полковник решает вопросы по созданию стрелкового клуба «Юность», руководит кружками: стрелковым, радиотехническим, юного разведчика, картинговым, гражданской обороны.

За годы его работы в оборонных учреждениях более 2 тысяч юношей подготовлены к службе в Вооруженных силах страны, более 100 выпускников стали офицерами разных видов и родов войск, часть из которых проходила службу в Афганистане и Чечне.

Александр Ефимович – отличник просвещения, отличник Гражданской обороны СССР, награжден знаком «За активную работу в ДОСААФ — дважды», «Почетным знаком ЦК ДОСААФ СССР — трижды».

Остается добавить, что за участие в Великой Отечественной войне награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

По кинофильму «Офицеры» мы знаем и запомнили изречение одного из его героев: «Есть такая профессия – Родину защищать». Применительно это и к семье Казаковых. Ведь мужская половина рода во все времена в годы лихолетья вставали на защиту Родины.

В канун 70-летия Победы в беседе с Александром Ефимовичем затронули и эту тему.

— Мой брат – Петр Ефимович участвовал во многих сражениях Великой Отечественной войны, в том числе и в Сталинградском. Сын, Сергей, закончил высшее военное училище. Сейчас он полковник, служит в десантных войсках. По стопам дедушки, отца пошел и внук Денис. После окончания Новосибирского университета устроился на военную службу.

Я горжусь своими земляками, уроженцами села Симкино Большеберезниковского района. Ведь из моего родного села вышли два Героя Советского Союза. Это Иван Прокофьевич Адушкин и Николай Владимирович Зинов. Их я хорошо знал еще в детские годы. Приведу лишь кратное описание их подвигов взятое из книги моего земляка Н. Барцайкина «Не только моя родословная».

«В наступательных боях с 21 по 30 марта 1944 года на Первом Украинском фронте И.П. Адушкин, командуя ротой танков Т-34, под огнем противника ночью первым форсировал реку Прут у подступов к городу Черновцы, разгромил немецкую автоколонну и ворвался в город. Рота за три дня боев уничтожила 21 танк, в том числе 11 «тигров», одно самоходное орудие, 104 автомашины с грузами, 2 транспортера, 6 станковых пулеметов, 3 пушки, разбила 4 вражеских эшелона с техникой и боеприпасами, истребила 315 солдат и офицеров противника, освободила 162 пленных. Лично своей «тридцатьчетверкой» уничтожил пять вражеских танков».

А эти строки посвящены Н.В. Зинову.

«Жестокой была битва за Днепр. Пулеметный расчет, которым он командовал, уничтожил более 100 фашистов, первым переправился на западный берег, обеспечил переправу подразделения».

Как же не гордиться ими, простыми хлебопашцами, которые в грозные годы грудью встали на защиту родной земли.

— На примере таких героев и надо воспитывать подрастающее поколение, — заявил Александр Ефимович.

Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, когда наш народ сломал хребет фашизму. Тем драгоценнее и значимее воспоминания современников. К сожалению, их остались единицы.

Вот и в эти предпраздничные дни Александру Ефимовичу звонят из спортклубов, учебных заведений… Просят, чтобы он поприсутствовал на их мероприятии. Ветеран, конечно, вновь оденет парадную тужурку и встретится с молодежью. Расскажет о делах минувших лет. Быть может вспомнит о том, как проводился, например, в 1945 году парад в честь окончания войны в городе Херсоне.

— Это был праздник со слезами на глазах, — продолжает свой рассказ ветеран. Местное население, познавшее ужасы фашистской оккупации, буквально на руках носило своих освободителей, присутствующих воинов, бывших партизан. Люди дарили им цветы.

Вместе со всеми радовались и командиры. А среди них генерал морской авиации И. Шарапов, знаменитый партизанский командир, боевой соратник, дважды Герой Советского Союз, генерал – лейтенант А.Ф. Федоров и другие. Он тогда принимал парад.

Смог бы рассказать морской летчик и о том, как в лихие 90-е годы в ходе так называемых либеральных реформ хотели растоптать и нашу историческую память, а слово «патриотизм» приравняли к ругательным. Так, чиновники от образования разрушили многое из того, что с такой любовью своими руками вместе со школьниками делал в целях военно-патриотического воспитания. Оскудели музейные экспонаты, разрушились стенды, заброшен автоматизированный тир. Между тем, последние события в мире показывают, что врагов нашей Родины по прежнему много.

— Военному делу, к защите Отечества надо учить с детства, — считает ветеран.

А.Е. Казаков еще в 1956 году связал свою жизнь с компартией. С тех пор он остается верен её идеям. И в эти нелегкие времена, несмотря на преклонный возраст, ведет активный образ жизни, не чурается общественной работы. По его инициативе, например, привокзальная площадь Саранска переименована и названа площадью Героев Стратонавтов.

— Надо сделать так, чтобы любой пассажир, пришедший на вокзал, чувствовал, что место это сакральное, а не просто площадка, — убежденно говорит бывший летчик.

Ведь стратонавты на воздушном шаре поднимались по тем временам на рекордную высоту, обогатили науку воздухоплавания новыми сведениями, которые позднее пригодились в процессе освоения стратосферы. А пока многие из молодых, особенно гостей города и не ведают, кого же олицетворяет памятник, стоящий в сквере напротив красавца-вокзала. Значит, необходимо усилить информированность, быть может и рекламными средствами. Ну, не гоже, нам, россиянам, экономить на святынях…

Быть, а не казаться… Эти слова маршала Шапошникова Александр Ефимович часто произносит на встречах с будущими воинами, молодыми коммунистами. Сам он всегда руководствовался этой нехитрой житейской мудростью. А любовь к Родине давала силы при осуществлении благородных жизненных планов.

Ф. Гаврилов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *