ЗАБЫТЫЙ ГЕНИЙ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ» ИИ АРЕПИНОЙ
ИЛИ «СИЯНИЕ НЕГАСНУЩИХ ЗВЕЗД».
Незабываемая и обворожительная актриса Ия Алексеевна Арепина
Сегодня мы вспомним забытую и по достоинству не оцененную Мордовией легенду кино, наша землячку Ию Алексеевну Арепину. Она родилась 2 июля 1930 года в городе Ардатов Мордовской АССР. Как нам представляется, актерский дар она получила от своего отца – Алексея Арепина. По ее воспоминаниям он был образованным, всесторонне развитым человеком, любящим чтение. Он играл на гитаре и балалайке. Отцом была наречена древнегреческим именем Ия, означающим «цветок» или «фиалка». А ее мама была неграмотной, как и вся основная часть дореволюционного крестьянства. Актерские таланты у ребенка стали проявляться в детском возрасте, когда она исполняла гостям детские песенки. В школе Ия посещала драмкружок, с упоением просматривала в местном кинотеатре все фильмы, на что деньги «зарабатывала» продажей укропа. Во время войны в многодетной семье Арепиных были затруднения с питанием. Вместе с сестрами Ия ходила в спасительный лес, испробовала все что годилось в пищу и была благодарна безмерно ему.
После окончания школы Ия направляет вовсе вузы Москвы документы, но вызов пришел только из ВГИКа. При чтении монолога главного героя по роману М. Горького «Мать» она предстала в нелепой одежде и прическе, с густо нарисованными карандашом бровями. Члены комиссия не удержались от смеха. Она была принята на курс к таким именитым мастерам искусства Василию Васильевичу Ванину и Владимиру Вячеславовичу Белокурову. Во время учебы серая «непосредственность № 1» водила дружбу с «непосредственностью № 2» – будущей заслуженной артисткой РСФСР Ниной Крачковской. После учебы в 1954 году молодая актриса Ия Арепина была принята в Театр-студию киноактера (ныне Государственный театр киноактера), где прослужила до 1985 г.
Уже в студенчестве Ия Арепина была востребована на профессиональной сцене – роль Снегурочки по одноименной пьесе Александра Островского; Шурки в постановке «Егор Булычев и другие» по Максиму Горькому, Варвары – «Гроза» А.Н. Островского, Шуры – «Русские люди» К. Симонова, Анна – фильм-спектакль «Каждый осенний вечер».
Ею было сыграно более 30 работ в кино. В 50-е годы произошел расцвет ее актерского таланта и она получала главные роли в фильмах: «Степные зори» (1953) – Варя, «Большая семья» (1954) – Тоня Журбина; 1956: «Девушка с маяка» – Марийка, «Земля и люди» – студентка, «Илья Муромец» – Алёнушка; 1957: «Всего дороже» – Полинка, «Борец и клоун» – Маруся Николаевна, Мими; 1958: «Под стук колес» – Настя, «На дорогах войны» – Вера, «Красные листья» – Стася Яновская, «Капитанская дочка» – Мария Ивановна Миронова, «Хождение за три моря» – Дуняша; 1959: «Особый подход» – Оля, «На дорогах войны» – Вера, «Хмурый Вангур» – Наташа, студентка. В 60-х она снялась в фильмах: «После бала» (1962) – Варенька Бутырлина, «Когда разводят мосты» (1963) – Инга, «Каждый осенний вечер» (1964) – Анна; «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) – эпизод, «Война и мир» (1968) – девушка в доме Ахросимовой, передавшая письмо Наташе. Ия Арепина во время съемок нового фильма была уволена, из-за конфликта с любвеобильным режиссером. Защита от его притязаний прослыла ее скандалисткой в кино и перестали приглашать на роли. В 70-х годах получала крохотные роли в фильмах: «Мальчишки – народ хороший» (1972) – мать Романа, «Транзит на север» (1973) – Аглая, «Калина красная» (1973) – сестра Егора Прокудина, «Здесь мой причал» (1976) – врач, «Предварительное расследование» (1978) – секретарь в райкоме, «Что-то с телефоном» (1979) – мать Вадима. В 80-х с нею сняты фильмы: «Печники» (1982) – учительница, «На пороге» (1986) – эпизод, «Не забудь оглянуться» (1988) – жена Филиппа Кузьмича. 90-е годы у нее, как и у всех артистов были связаны со съемками в рекламных роликах, но актриса не считала это профессиональным делом и отсылала к подругам заказчиков. Она снялась в киноленте «Бег по солнечной стороне». Была у Ии Алексеевны идея обучению актерскому мастерству детей…
По словам Стриженова, в Арепину «была влюблена вся Россия». Ия Алексеевна была два раза замужем: за оператором, режиссером, сценаристом Юлием Куном (сын Юлий, с которым отношения не заладились); за переводчиком-синхронистом Вадимом Мильштейном. А в 1968 году на своей малой родине в 30 с хвостиком, актриса познакомилась с молодым человеком и родила дочку без притязаний на отцовство… В кругу дочери Лады и внука Артема она проведет и последние дни жизни.