4 b0ae1de259d68faa12af1dc3fb0517c3790

ОСАГО опять «проголодалось»

Архив новостей

ОСАГО опять «проголодалось»

4 b0ae1de259d68faa12af1dc3fb0517c3790Наступающий год значительно усложнит жизнь автомобилистам РФ. Помимо платных дорог и парковок, дорожающего бензина и бесконечных штрафов, их ждут подвохи от ОСАГО. Они запрограммированы в законопроекте «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», написанном в пользу страховщиков и принятом в первом чтении голосами думских справроссов и единороссов. 

Пролоббировали его депутаты от «СправРоссии» Анатолий Аксаков (председатель комитета по финансовому рынку, избран от Чувашии) и Михаил Емельянов (первый зам председателя комитета по госстроительству и законодательству, избран от  Ростовской области). Они доказывали, что ОСАГО «отощало», несет убытки по причине растущих выплат. «За девять месяцев 2016-го выплачено 123 млрд рублей, до конца года сумма будет еще больше». Значительная часть этих средств, по мнению Емельянова, досталась автоюристам, которые, «используя изощренные юридические схемы, взвинчивают выплаты по ОСАГО, из-за чего система уже на грани коллапса и нуждается в оздоровлении…».
Устранение юристов-посредников, которые помогают автовладельцам выигрывать в судах иски к страховщикам, занижающим выплаты за ущерб в ДТП, – цель законопроекта Аксакова – Емельянова. В нем денежные выплаты заменяются натуральным возмещением восстановительного ремонта. Тогда, подчеркивал Емельянов, исчезнет «паразитический класс автопосредников», «аферистов», «мошенников». 
А породили этот «класс», отмечает депутат Александр Кравец (КПРФ), сами же страховые компании. Они в погоне за прибылью отказываются выплачивать автовладельцам за ущерб в ДТП положенную сумму. Автовладельцы, прибегнув к помощи юристов, пошли в суды и начали выигрывать по своим искам. Появились юридические компании, которые посягнули на долю прибыли страховщиков. Через своих лоббистов в Госдуме страховые компании решили себя обезопасить от «аферистов», якобы создающих ложные страховые случаи. 
Законопроект Аксакова – Емельянова, подчеркивает Кравец, отвечает интересам только страховщиков. Им отдается право выбора станций техобслуживания (СТО), где должен проводиться ремонт. Это первое, что сильно насторожило депутатов. И второе – место расположения таких станций. В статье 15.1 сказано, что СТО должны находиться не далее 10 километров от административной границы населенного пункта с численностью населения 500 тыс. человек и более, и не далее 200 километров от населенных пунктов, где проживает менее 500 тыс. человек.
«Автомобилиста из города, где 450 тыс. человек, можно будет отправить ремонтироваться за 180 километров, а москвича – не далее 10 километров от МКАД. Почему такая несправедливость?» – удивлялся Сергей Решульский (КПРФ). 
Ущемляются права сельских жителей, их практически лишают возможности отремонтировать свой автомобиль, попавший в ДТП. «Главное сейчас концепция – приоритет ремонта над денежными выплатами, а расстояния, станции – это вопросы второго чтения», – отвечал Емельянов. Однако на второе чтение перенесено слишком много вопросов, в том числе ответственность страховщиков за качество ремонта. Лоббисты хитрят? 
Как поведут себя страховые компании, получив обширные права на проведение ремонта автомобилей, потерпевших в ДТП, прогнозировали Ярослав Нилов (ЛДПР), Алексей Куринный (КПРФ): «Страховые компании будут договариваться со своими ремонтными мастерскими, понижать цены, мудрить с деталями, вместо новых ставить б/у, по максимуму затруднять возможность получения ремонта по страховке. Вместо того чтобы повышать качество юридических, страховых услуг, работу МВД, создаем все условия для жульничества страховщиков». 
«Кто ваши избиратели – автовладельцы или страховщики? – уточняли думцы у Аксакова – Емельянова. – Граждане только научились защищать свои права, как вы убираете автоюристов, загоняете автовладельцев в ловушку к страховщикам, которые будут диктовать, на какую сумму производить ремонт, в каком сервисе, на каком расстоянии от дома. Это бесправие для 55 млн автомобилистов, которые должны иметь право выбора – ремонт или выплата…» 
Приводившаяся аргументация в поддержку законопроекта, как оказалось, была не очень точной. Единоросс Евгений Москвичев опроверг утверждение об убытках страховых компаний: «В РФ собирается страховых взносов 220 млрд рублей в год, из них 120 млрд выплачивается, 23% страховая компания оставляет себе – это, грубо говоря, 46 млрд. Всего тратится 160 с небольшим млрд руб. Где остальные около 60 млрд? Мы ждем, что эти миллиарды будут в нашем Стабилизационном фонде. Но напрасно. За 10 лет ОСАГО должно уже собрать 300 млрд рублей. Где они?» 
Емельянов сказал, что по искам, выигранным в судах, выплачено 17 млрд рублей. По данным Москвичева, выплаты составили не более 125 млн рублей. Многие, кто сталкивался со страховыми компаниями по ОСАГО, знают, каких трудов стоит получить хоть что-то за ущерб. Страховщики то отказываются признать страховой случай и лишить потерпевшего компенсации, то применяют коэффициент износа. Ранее он составлял 80%, потом, под давлением депутатов и общественности, был снижен до 60%. Далее страховые компании обращаются к аффилированным структурам по оценке ущерба, и те тоже работают на понижение… После всего автовладелец получает копейки. 
Но что получилось в итоге? Суть законопроекта Аксакова – Емельянова предельно ясна всем в Госдуме. Критиковали его не только коммунисты, а практически все выступавшие, в том числе единороссы Г. Кулик, тот же Е. Москвичев, И. Станкевич… А при голосовании они дружно проголосовали за принятие в первом чтении законопроекта в пользу страховщиков: за – 340, единороссы и справроссы, против – 74, коммунисты и ЛДПР, воздержались 2 депутата, 34 – не голосовали. Утверждена концепция, дающая страховщикам право на все. 
Госдума подала сигнал, что страховые компании могут полагаться на лояльность депутатского корпуса. По словам коммуниста А. Кравца, уже есть информация, что тариф ОСАГО будет увеличен чуть ли не на 64%. Тогда средняя величина взноса за полис ОСАГО приблизится к 8,5 тысячам рублей в год с автовладельца. А это уже больше МРОТ и больше социальной пенсии. Но рыночников такое соотношение не смущает. Что поделаешь, если ОСАГО «проголодалось»? 

Галина ПЛАТОВА

г. Донецк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *