gund

Церковная жизнь по Гундяеву

Архив новостей

Церковная жизнь по Гундяеву 

gund«Ты можешь довериться льву, леопард может стать ручным и даже змея, возможно, побежит от тебя, хотя ты и боишься ее, но одного остерегайся — дурных епископов!» — Григорий Богослов «Оепископах».
«…патриархии надо сделать выбор. Если это будет снова названо «войной против Церкви» — тоименно этим все и обернется. Но это ее выбор» — протодиакон Андрей Кураев.
Данная статья не является войной против Русской Православной Церкви. Скорее наоборот — это один из элементов борьбы за чистоту нашей православной церкви, попытка хотя бы частично осмыслить те процессы, которые сегодня происходят внутри нее. Конечно же, церковные иерархи составляют одно из важнейших звеньев матери-церкви. Но они не могут быть выше ее. И каждый иерарх обязан соотносить свои собственные поступки и свою собственную жизнь с нравственными идеалами и задачами святой православной церкви. Если этого не происходит, церковь вырождается, превращаясь в непотребное сборище греховных чад, только мнящих себя чадами Божьими.
Хотел написать о событиях, произошедших в последние месяцы в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Но так уж само собой получилось, что писать придется не об этой маленькой и весьма скромной поместной церкви, а о проблемах Русской Православной Церкви Московского патриархата, оказавшейся втянутой в очень неприглядную историю в этой европейской стране.
Сегодня много на всех уровнях трещат о возрождении православных традиций в России. И непременно связывают это с именем ныне здравствующего патриарха Кирилла. Позволю себе в этом усомниться.
В декабре 2008 года православный мир простился с патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Это был воистину Божий человек, на долю которого выпала очень непростая миссия духовного окормления россиян в годы самого разнузданного господства прагматизма, разрушения основ десятилетиями строившегося государства. В годы перехода от атеистической идеологии коммунизма к не менее атеистической идеологии капитализма. Это был истинный духовный пастырь эпохи всеобщей российской бездуховности.

В лихие 90-е годы прошлого столетия, когда все трещало по швам, когда страна была наводнена миссионерами всех мастей, когда под маской различного рода «советников» и «консультантов» вовсю орудовали западные «агенты влияния», патриарх Алексий Второй сделал все возможное для возрождения духовных начал русской нации. Открывались воскресные и общеобразовательные православные школы и гимназии, православные университеты и академии.
Именно тогда, по благословению святейшего патриарха Алексия Второго и мне удалось совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации открыть в Москве уникальный Лицей духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского. И через этот лицей за двадцать лет его существования прошли тысячи молодых неокрепших душ, получивших прекрасное классическое образование.

В это же время шло возрождение и восстановление храмов и монастырей. Шло, прямо скажем, не всегда гладко. Потому что денег на это явно не хватало. На прихожан или на благодетелей рассчитывать не приходилось — каждый старался выжить как мог самостоятельно. А те, кто в одно мгновение вдруг разбогател, незаконно присвоив себе часть народного достояния, о Боге как-то не задумывался. Им и без него было неплохо. И лишь к концу 90-х, когда экономическая ситуация резко обострилась, в храмах появилось множество чиновных «подсвечников». Так тогда в простонародье окрестили людей из административных структур, начавших активно выказывать свою религиозную сущность. А, может быть, просто решивших замаливать свои грехи перед страной и ее народом, рассчитывая на быстрое прощение от Господа.

В это же время начала вести активную хозяйственную и финансовую деятельность и сама Русская Православная Церковь. Тем более что всем крупным общественным организациям руководство страны предоставило таможенные льготы и разрешило завозить в Россию любые товары для продажи и пополнения собственных банковских счетов. Получила такие льготы и РПЦ. И главным распорядителем этой деятельности стал достаточно молодой, но весьма активный митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в миру — Гундяев Владимир Михайлович).
Склады РПЦ трещали от завозимых в страну товаров. Да вот только товары эти были необычными. На монастырских складах уютно устроились контейнеры с водкой и сигаретами. Рядом с одним из таких складов долгое время находилась мастерская моего друга — известного российского архитектора и скульптора Владимира Владимировича Глебова. И он рассказывал мне о том, как эти склады функционировали. Практически, круглосуточно. Одни фуры привозили и разгружали, другие — загружали и увозили. Делали это веселые, вечно полупьяные грузчики. Иногда туда наведывалось большое церковное начальство в лице митрополита Кирилла с небольшой группой помощников. Они по-хозяйски осматривали товар и давали добро на его дальнейшее продвижение.
Все это как-то не вязалось с церковной моралью и церковной нравственностью, которые обязывали их печься о духовном и моральном облике своей паствы. Но, видимо, торговать женскими колготками или спортивными костюмами, как это делали другие общественные организации, было не выгодно. И наши духовные пастыри вовсю старались одурманить мозги людей не только духовно, но и материально, влив в них приличную дозу алкоголя и заставив их смолить медленно убивающий яд никотина. Именно в этот период Кирилл Гундяев получил прозвище «табачного митрополита». Но, видимо, он и его ближайшие помощники очень хорошо освоили формулу «цель оправдывает средства». И храмы они восстанавливали буквально на костях погибающих россиян. Впрочем, какая доля пошла на храмы, а какая осела в бездонных карманах епископских и митрополичьих ряс, история умалчивает. Но только уже тогда высшая когорта руководства РПЦ стала постепенно превращаться в достаточно обеспеченную и привилегированную обособленную касту. Недавно всех поразил удивительный факт с появлением и исчезновением дорогостоящего брегета с руки нынешнего патриарха Кирилла. Наивные люди! Они просто не знают, какими несметными богатствами обладают сегодня высшие церковные иерархи. Эти «слуги Божьи» кушают исключительно с серебряных тарелок, пьют исключительно дорогие заморские вина и ездят на шикарных авто, стоимость каждого из которых превышает бюджет какого-нибудь заштатного подмосковного городишки. И, конечно же, наши доморощенные иерархи не отказывают себе не только в яствах или бытовых удобствах, но и в плотских развлечениях. Одним из которых стало пристрастие к лицам своего же пола. Протодиакон Андрей Кураев так оценивает величину этого порочного явления в нашей Русской Православной Церкви. Из трехсот ныне действующих в ней епископов порядка пятидесяти подвержены этому плотскому пороку. То есть, практически каждый шестой.
Не так давно в Казанской духовной академии разразился скандал. Обучающиеся там семинаристы обратились к руководству Московской патриархии с жалобой на проректора академии игумена Кирилла, который постоянно в наглой форме «домогался» их. Туда выехала комиссия под руководством столичного священника Максима Козлова. Но, видимо, в процессе расследования обнаружилось такое, что ее работу пришлось сразу же свернуть. В результате были наказаны не руководители академии, а сами семинаристы. Мораль проста: нечего жаловаться. Ибо, рассматривать эти жалобы будет иерарх, не просто не желающий выносить сор из избы, но зачастую и сам являющийся инициатором всех этих безобразий. В связи с этим, как недоумевает отец Андрей Кураев, невольно возникает вопрос: а что, патриарх не знает обо всех этих безобразиях? Или пытается сделать вид, что ничего подобного не происходит?

С 1994 года на российском телевидении идет программа «Слово пастыря». И бессменным ее ведущим является тогдашний митрополит, а ныне святейший патриарх Кирилл. Он говорит красивые прочувственные слова. Он призывает нас к праведной жизни. Он со всей прямолинейностью и решительностью клеймит обуявшие нас человеческие пороки. Но я ему почему-то не верю. Потому что в глазах его время от времени проскакивают лукавые искорки. Он говорит одно, а в глазах его вижу другое. То же самое происходит и в делах. При покойном патриархе Алексие Втором каждый год по весне в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя проходили заключительные концерты уникального международного форума «Одаренные дети». Но с 2009 года эта традиция существовать перестала. Просто за проведение подобного мероприятия с организаторов Форума стали требовать до полумиллиона рублей за один день. При этом новый патриарх только разводит руками: мол, все это теперь только на коммерческой основе. Может быть, и это стало той последней каплей, которая толкнула тех самых печально знаменитых «пусек» на устраивание в храме несанкционированного концертного представления. Сегодня благодаря стараниям патриарха Кирилла все чаще и чаще в Россию стали завозить ценные христианские реликвии, поклониться которым едут люди из разных уголков страны. Дело, прямо скажем, божеское. Но при этом мало кто знает, каких денег стоит все это священнодейство. И, как правило, платят эти деньги либо из бюджета, то есть, из карманов налогоплательщиков, либо по указанию руководителей страны из прибылей банков и госкорпораций. И уж тем более, умалчивают, сколько из этих сумм оседает все в тех же бездонных карманах иерархов. Видимо, так построена вся логика сегодняшней церковной жизни, главным законодателем которой вольно или невольно является Владимир Михайлович Гундяев. Он же — святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
И эти законы наши церковные иерархи пытаются сегодня перенести на весь православный мир.
По планете на персональном самолете активно передвигается главный эмиссар Русской Православной Церкви — молодой и весьма активный митрополит Волоколамский Иларион. Он — глава Отдела внешних церковных связей РПЦ МП. Поток его встреч и общений таков, что буквально дух захватывает. На этом фоне возникает вопрос: а молится-то он когда? И молится ли вообще? Потому что многое из того, что он делает, очень трудно сочетается с духовными делами православной церкви.
Так в октябре 2013 года он прибыл в столицу Чешской Республики город Прагу. Прибыл без какого-либо приглашения со стороны официального предстоятеля чешской православной церкви архиепископа Симеона. И тут же потребовал к себе Симеона на ковер — в фешенебельный отель «Савой». Так обычно барин требует к себе на доклад управляющего поместьем. Потому что на управляющего пожаловались его подчиненные. Вот он и прибыл для наведения порядка.
Да вот только забыл он, что чешская православная церковь давно уже не является вассалом Москвы. И живет по своим очень непростым и достаточно противоречивым законам. И в церкви этой не один месяц уже идет смута. Потому что правительство Чехии пообещало ей денег в виде реституции. Вот и загорелись кое у кого глазенки. Уж, не про эти ли деньги вдруг так озаботился и глава международного ведомства РПЦ МП? Потому что ничем другим его участие в конфликте объяснить невозможно. И, зная невероятную алчность наших московских церковных иерархов, я не вижу в этом ничего необычного Тут, как и всегда сработал принцип «цель оправдывает средства». Очень уж захотелось любыми путями прибрать к рукам нежданно свалившееся финансовое состояние. А заодно и выставить себя в очередной раз против главного конкурента по православному миру — Константинопольской патриархии. Нужно признаться, миссию свою владыка Иларион выполнил прекрасно. С точки зрения логики бессовестного прагматизма. Ему была поставлена задача любыми средствами отстранить от руководства самостоятельной независимой поместной церкви ее наиболее авторитетных духовных лидеров, посадить на их место послушных марионеток и, в конечном итоге, завладеть теми самыми деньгами. А, может быть, я и ошибаюсь насчет денег. И они будут отданы в качестве подачки тем же самым марионеткам за то, что те будут впоследствии послушно выполнять все команды из Москвы. Но, в любом случае, методы реализации своих поставленных задач владыка Иларион выбрал самые аморальные и весьма далекие от идеалов православия. Впрочем, ему есть у кого учиться. 11 января 2014 года под непосредственным руководством представителей ОВЦС Московской патриархии был на скорую руку «сляпан» (именно «сляпан» — другого слова здесь не придумаешь) Поместный Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В котором приняли участие из всех епархий и приходов Чехии и Словакии всего 65 человек. Для того, чтобы понять, много это или мало, приведу другую цифру. В октябре 2013 года для выборов Пражского архиепископа на епархиальное собрание прибыло 112 делегатов. Выводы делайте сами.
Но это не остановило организаторов «действа». Поскольку из Москвы от патриарха Кирилла поступила жесткая установка: избирать митрополита при любых условиях.
И они его избрали. При этом, заодно избрали пражанам их архиепископа, которого они уже дважды безуспешно пытались определить в честной борьбе во время двух туров выборов — в мае и в октябре.
Действительно, ну, к чему излишне миндальничать? Вот вам архиепископ! Живите и радуйтесь! И нечего вам баловаться всякого рода демократическими штучками.
Такова логика всей церковной жизни по Гундяеву. Все, что противоречит интересам высших церковных иерархов, должно быть отметено. А не противоречит лишь то, что приносит реальную прибыль. В любой форме. В материальной или в нематериальной — в виде привилегий или повышения общественного статуса. Высшие чины РПЦ давно уже привыкли к тому, что находятся в России под особой охраной государства. И чуть что начинают вопить о нападках на церковь. Хотя от этих самых нападок они должны охранять себя сами. И в первую очередь, своим благочестивым образом жизни. События в Чехии довольно странным образом совпали с весьма знаковым внутренним событием в самой Московской патриархии. Накануне Нового года и Рождества Христова из Московской Духовной академии был уволен протодиакон Андрей Кураев, занимавший там пост профессора богословия уже достаточно много лет. Назначен он был на эту должность в свое время по рекомендации покойного патриарха Алексия Второго и долгое время являл собой ярко выраженное демократическое звено в системе православного образования. Его часто приглашали на научные конференции, на слушания в Государственную Думу, на радио и телевидение. Он достаточно точно и популярно рассказывал обо всех канонических правилах и законах православной церкви. И именно он первым обратил внимание СМИ на достаточно неприглядные стороны жизни русских православных иерархов. Увольнение это состоялось странным образом. Ему никто и ничего не объяснил, с него никто ничего не спросил, ему ничего не поставили в вину. Просто взяли — и вышвырнули вон. О своем увольнении он узнал лишь из публикации на официальном сайте Московской патриархии. Совершенно очевидно, что увольнение столь знаковой фигуры не могло состояться без высшего на то соизволения. А это означает, что самые высокие круги Московской патриархии во главе с предстоятелем РПЦ решили поставить на нем большой и жирный крест.
Такое радение за чистоту рядов церкви можно было бы понять, если бы отец Андрей был действительно порочным клириком. Но, когда истинно верующего и преданного церкви человека изгоняют в угоду некому «голубому лобби», это настраивает на весьма грустный лад.
Да, Русская Православная Церковь за минувшие сто лет прошла большой и скорбный путь. Она лишилась многих своих праведников. Часть из них пала от рук палачей, а часть заживо сгнила в застенках сталинских лагерей. Многие истинно преданные церкви простые батюшки до сих пор влачат жалкое нищенское существование в малочисленных бедных приходах и вкладывают свои последние крохи в развалившиеся храмы. Многие истинные православные подвижники готовы без какого-либо вознаграждения, на свои собственные гроши учить и воспитывать ребятишек в духе нравственной преданности идеалам православия. Но на этом фоне мы изо дня в день наблюдаем порочное житье высших церковных иерархов. Их пренебрежение к законам человеческим и к законам Божьим. Их беззастенчивую ложь и лукавство. Их грехопадение в самую глубокую дьявольскую пропасть. И при этом они раскатывают на своих персональных самолетах по свету и пытаются учить других основам православной жизни, вмешиваются в дела независимых поместных православных церквей, которые пытаются изжить у себя скверну стяжательства и плотского порока. Они поддерживают не тех, кто истинно болеет за дела матери-церкви, а таких же порочных и алчных епископов, готовых ради звона монет в своей мошне на самые низменные и гадкие поступки.
Все эти мысли мне навеяли события, связанные с, так называемыми, «выборами» предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, которые состоялись по «благословению» московских иерархов 11 января 2014 года в небольшом словацком городе Прешов. События, которые, возможно, перевернут всю жизнь чешской православной церкви. И не в лучшую сторону. Потому что выстроят ее по Гундяеву. То есть, вопреки главным законам православия и человеческой морали.

Сергей Комков — директор «Русского Дома» в Марианских Лазнях, доктор философских наук GrPhD, доктор права JUDr, профессор, член Союза писателей Москвы

использован материал портала «VIPERSON»

пресс-служба Мордовского рескома КПРФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *