«Заупокойное здравоохранение». Массовая коммерциализация медицины по уровню смертности поставила РФ рядом с Сомали
Смертность в России растет второй год подряд. За первые четыре месяца текущего года, то есть с января по апрель, этот показатель вырос у нас почти на 4%, сообщилпремьер-министр Дмитрий Медведев. Однако со слов премьера выходит, что парадоксальным образом это не столь уж и плохо. Потому что, опять же утверждает Медведев, смертность выросла из-за увеличения продолжительности жизни в России. Ну, как следствие, постарело население. Вот и мрут граждане активней прежнего.
Но, как считают эксперты, старение населения здесь не причем. В Европе, уже не говоря о Японии, население еще более старое. Однако проблема там не приобретает столь гибельного масштаба.
Так в чем же истинная причина роста смертности в России? Она кроется в ухудшении качества государственного здравоохранения. Такой вывод содержится в докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ), который возглавляет экс-министр финансов Алексей Кудрин. Рост смертности в КГИ напрямую увязывают с политикой нынешнего руководства Минздрава.
Можно было бы, конечно, объяснить столь резкую оценку работы правительства желанием отставного министра Кудрина привлечь к себе внимание и снова вернуться номенклатурную «в обойму». К сожалению, все не так просто.
Кстати, ранее глава Минздрава Вероника Скворцова пыталась объяснить траурную статистику даже сильной эпидемией гриппа. Но на самом деле, как считают эксперты КГИ, прирост смертности однозначно вызван проблемами в системе медицинского обеспечения страны. И главная из них — реформа здравоохранения, которая подразумевает «негласный перевод медицинских услуг из социальной сферы в экономическую». По данным доклада, сокращение доступа к медпомощи, к которому привели увеличение доли платных услуг и оптимизация сети медучреждений, по итогам 2015 года приведет к смерти более 2 млн россиян, сообщает «Коммерсант».
Здесь стоит напомнить, что в рамках реформы здравоохранения в прошлом году в России «оптимизировано» 359 больниц и поликлиник. Из которых 29 вообще просто закрыты. По плану Минздрава, в нынешнем году будут «оптимизированы» еще 472 больницы. 41 из них закроют.
Вроде, по российским масштабам это немного. Но возникает другая проблема — место закрытых бесплатных немедленно занимают платные медучреждения.
По подсчетам аналитической компании Busines Stat, к концу 2014 года в России насчитывалось 27 тыс. медицинских учреждений. При этом большинство из них являлись частными — их доля составила более 71% от общего числа.
Но самое главное, что рост общей численности медицинских учреждений в последние годы в России происходит, в основном, благодаря частному сектору. А денег у населения на платное лечение в связи с кризисом и снижением доходов все меньше и меньше.
При этом происходит так называемая «оптимизация» не только государственных медучреждений, но и медработников. Медучреждения объединяют в «многопрофильные высокотехнологичные лечебно-диагностические центры». Но делается это вовсе не для улучшения качества обслуживания россиян, а с цель экономии бюджетных средств. Чем меньше медучреждений и медработников — тем меньше денег из бюджета придется выделять на здравоохранение. А до того, что многим россиянам после этого лечиться будет просто негде, чиновникам и дела нет!
В последние годы, в связи со старением населения, о котором говорил Медведев, число пользователей медицинских услуг ежегодно возрастало. В 2014 году численность пациентов медицинских учреждений в России достигла 142,6 млн человек. Но в 2015—2016 годах впервые ожидается снижение числа пациентов. И вовсе не потому, что россияне вдруг массово поздоровели. А в связи с недостатком у них денег на лечение.
Как подсчитали аналитики Busines Stat, из-за повышения цен и замедления роста средней зарплаты, происходит перераспределение расходов россиян в сторону наиболее приоритетных товаров и услуг. В сложившихся условиях, численность пациентов так называемой «кассовой медицины» — официальных платных медучреждений — будет сокращаться. При этом увеличится число пациентов «теневой медицины». Которая тоже платная, но неофициально. Поэтому стоит дешевле.
А пока затратность медпомощи в России возрастает, доля бюджетных расходов на здравоохранение в ВВП снижается. Как подсчитали в КГИ, вместо рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения 7% ВВП, правительство России сейчас тратит на здравоохранение всего 3,7% в год.
В результате возрастают объемы платных медуслуг — за год почти на 25%. Население тратит на лекарства из своего кармана уже вдвое больше, чем фонд Обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджет вместе взятые. При этом сегодня до 70% российских граждан в той или иной степени неплатежеспособны. Поэтому доступность медпомощи для населения с каждым годом снижается.
Но даже те небольшие средства из бюджета, которые поступают на здравоохранение, по мнению аналитиков КГИ, расходуются весьма неэффективно. Например, сейчас во всем мире вектор развития здравоохранения направлен на выявление заболеваний на ранних стадиях. В России же — наоборот, активно финансируется создание «тыловых» медучреждений — специализированных клиник и других центров для лечения тяжелобольных, в которые, при нормальной организации медпомощи, должно поступать не более 1% всех пациентов.
Как отмечают в КГИ, продолжение такой политики правительства в области здравоохранения уже через три года приведет к 600 тыс. случаев «избыточных» смертей. По их мнению, «складывается впечатление, что Минздрав утаивает от руководства страны существующие проблемы здоровья и реальное положение дел в здравоохранении». Но очень скоро наступит момент, когда катастрофическую ситуацию в отечественном здравоохранении уже не удастся скрыть и списать на тотальное старение населения или на грипп. И этот момент уже близок!
Для радикального решения проблемы эксперты КГИ предлагают правительству срочно увеличить долю расходов на здравоохранение в бюджете, полностью отказаться от платных медуслуг и создать условия для предупреждения серьезных заболеваний. Однако нынешний подход чиновников Минфина, напротив, подразумевает дальнейшее сокращение финансирования лечения россиян. А значит, 2 млн смертей — это еще не предел!
Русский крест
В ответ на своем сайте Минздрав утверждает, что авторы доклада КГИ «не в полной мере обладают необходимой информацией о ситуации». По информации чиновников, по итогам мая 2015 года зафиксировано снижение числа умерших по отношению к маю прошлого года на 5,9%. Или примерно на 10 тыс. человек. В Минздраве связывают это «с оперативно принятыми мерами по мониторингу основных причин смертности населения в регионах». Кроме того, чиновники утверждают, что на протяжении последних десяти лет соотношение государственных и негосударственных расходов на здравоохранение оставалось практически неизменным — 65% к 35%, соответственно.
— Приверженность правительства политике оптимизации социальных расходов привела к тому, что Россия сегодня тратит на здравоохранение меньше, чем такие «передовые» государства, как Мозамбик, Мавритания и Гаити — каждая в среднем по 6,4% ВВП, — свидетельствует экономист Владислав Жуковский. — Ну а до развитых стран мира — Германии, Франции, Канады, Нидерландов и Швейцарии, тратящих на защиту здоровья своих граждан по 11−12% ВВП, «социальному» государству России вообще далеко. По масштабам финансирования здравоохранения на всех уровнях бюджетной системы — федеральном, региональном и местном — Россия находится на 106-м месте из 191 возможных.
«СП»: — Видимо, это и является главной причиной роста смертности в стране?
— Естественно. По этому показателю мы сейчас на 10-м месте в мире. В компании таких «развитых» государств, как Сомали и Свазиленд.
К слову сказать, с рождаемостью в России тоже далеко не все в порядке. Несмотря на очевидные успехи последних лет, Россия по-прежнему на 148-м месте в мире по рождаемости. Такие показатели, как правило, характерны для экономически развитых стран, где низкая рождаемость компенсируется гораздо более низкой смертностью. В силу развития их здравоохранения и высокой продолжительности жизни населения.
В России же ситуация с рождаемостью сопровождается крайне высокой смертностью — на уровне африканских стран. И все это происходит в условиях низкокачественной медицины, которая на протяжении последних лет активно переводится на рыночные рельсы, превращаясь в недоступную роскошь для подавляющей части населения. Порядка 75% граждан России, чьи ежемесячные доходы не дотягивают до среднего уровня, просто не в состоянии позволить себе качественное здравоохранение, профилактические мероприятия и медикаментозное лечение.
«СП»: — И в результате мы имеем то, что имеем?
— Результат вполне очевиден — по показателю естественного движения (прироста) населения, Россия замыкает вторую сотню стран мира! Мы на 198-м месте с практически нулевым естественным движением населения, если очистить этот показатель от влияния международной миграции. Соседи России — Кокосовые и Фолклендские острова, Мальдивы, и латиноамериканское государство Гайана. Поэтому говорить о сломе пресловутого «русского креста» пока не приходится. А успехи правительства в этом деле либо слишком скромны, либо вообще со знаком минус.
Кстати
Оказывается, что чем дороже оборудование, закупаемое государством для российских больниц, тем меньше оно работает. Данные Росздравнадзора об использовании дорогой медтехники, закупленной в рамках нацпроекта «Здоровье», свидетельствуют, что новая техника в системе ОМС используется в несколько раз менее активно, чем в странах Европы. Причем, и даже в частных клиниках России! Эксперты объясняют это недостаточным обучением и невысокой квалификацией медперсонала.
В Минздраве эти недостатки тоже признают, отмечая, что большинство дорогих аппаратов в российских регионах попросту не работают.
ист.: «Свободная Пресса»